|
|
|
Американские автогиганты пострадали от кризиса сильнее, чем их коллеги из других стран. Впрочем, их дела пошатнулись уже довольно давно.
Например, General Motors с января по сентябрь потеряла более 20 млрд. долларов. В ноябре акции компании упали на 23%. Ее руководство рассматривает все варианты действий, вплоть до банкротства. Генеральный директор GM Рик Вагонер обратился к Конгрессу США с просьбой финансовой помощи.
Первоначально три ведущие компании США (в эту «тройку» входят еще Ford и Chrysler) просили у властей 25 млрд. долл., теперь просят 50 млрд. долл.
Пока власти США относятся к этому скептически. На последнем заседании Конгресса просьбу не удовлетворили, потребовав от компаний четкого отчета о том, как эти деньги будут потрачены. Сообщается, что это условие «тройка» выполнила. Очередное заседание намечено на 5 декабря. Чем оно закончится, остается лишь предполагать. Отношениям с конгрессменами автопроизводители уделяют особое внимание. По данным американских исследовательских организаций, на лобби в Конгрессе с начала года они потратили более 20 млн. долл. И конгрессмены помогли провести ряд важных для отрасли законопроектов, в частности, налоговую льготу в 1 млрд. долл. на 10 лет на производство гибридных автомобилей. На сей раз все не так просто. С одной стороны, избранный президент США Барак Обама уделяет автопрому большое внимание. Не оказать помощь нельзя – в отрасли занят немалый процент населения, и закрытие предприятий спровоцирует резкий рост безработицы. А это приведет к социальному взрыву. С другой – для выхода из кризиса Америке нужно не просто много, а очень много средств. Стоит ли тратить их на поддержку автогигантов, которые вовсе не выглядят самыми обездоленными?
«Вполне вероятно, что денег не дадут, - рассказал аналитик ИК «Тройка Диалог» Геннадий Суханов. - Тогда предприятия действительно объявят себя банкротами. Но надо понимать, что в Америке банкротство может быть как классическим – когда имущество должника продают «с молотка» - так и щадящим. Скорее всего, в случае со стратегической для страны отраслью будет задействован второй вариант. В этом случае предприятие будет договариваться с кредиторами о реструктуризации долга – рассрочке, снижении суммы платежей или частичной обмене их на акции.
Не стоит забывать о профсоюзах, которые являются в США мощной силой. К автопрому это относится в первую очередь. Роль профсоюзных боссов здесь настолько велика, что с ними согласуется и зарплата работника, и условия его труда, и социальные выплаты. За долгие годы деятельности им удалось добиться того, что простой рабочий на автомобильном производстве получает около 70 долл. в час – больше, чем в какой-либо другой отрасли. Эта деятельность, безусловно, направленная на благо людей, во многом способствовала тому, что себестоимость производства автомобилей в США очень высока, что делает предприятия нерентабельными. Иными словами, став «слишком социальной», отрасль сама себя губит. Судя по всему, компаниям и профсоюзным лидером теперь придется идти на компромиссы ради выживания. И обе стороны в этом весьма заинтересованы.
В результате зарплаты, скорее всего, снижены не будут – такая практика в США, в отличие от Европы, не прижилась. Зато возможны массовые увольнения, а когда рынок начнет восстанавливаться, людей будут набирать на меньшие деньги. Могут существенно урезать социальные и пенсионные программы для работников. На мировом рынке все это вряд ли отразится – из-за высокой себестоимости производства США давно перевели заводы, работающие на импорт, в другие страны. Они, судя по всему, будут работать, как прежде, поскольку в большей степени зависят от местных экономик».
В ожидании милостей от Конгресса GM не бездействует. Он уже обратился за помощью к правительству тех стран, где у него есть заводы. Ответа пока не последовало. Но западные аналитики уверены – даже если на просьбу откликнутся все, полученных денег GM хватит лишь на несколько месяцев. Американцы и так разлюбили «родные» машины, перейдя на «японки», а уж теперь и вовсе испугаются, что из-за банкротства не смогут воспользоваться гарантией и купить запчасти. Поэтому роста продаж ждать не стоит. Хорошо, если падение не будет стремительным.
|