|
|
Придет ли «Норма» в норму? |
|
Подарочки на Рождество
Со вчерашнего дня одно из крупнейших в Эстонии предприятий «Норма» сократило рабочее время 687 рабочим до 28 февраля. Частичная занятость на «Норме» уже действовала и раньше - с 20 октября до 19 января будущего года в отношении 211 человек. По словам гендиректора «Нормы» Пеэпа Сиймона, дни, в течение которых предприятие простаивает, планируются на декабрь в зависимости от количества заказов. «Это выгодно в целях энергосбережения, планируем по неделям, - говорит Пеэп Сиймон. - Оперативно смотрим на количество заказов, часто не работаем по пятницам. Не могу сказать точно, сколько имеющегося времени мы уже использовали, но в любом случае меньше, чем просили». Ни о какой минимальной зарплате, по словам гендиректора «Нормы», речь не идет. Сотрудникам не платят лишь за дни простоя, массовых увольнений, заявляет Пеэп Сиймон, не наблюдается. Чем все это закончится, руководители предприятия сказать не могут. Вполне вероятно, что тем же частично оплачиваемым отпуском.
Это будет уже вторая волна. Первая началась с известия о проблемах на строительном предприятии Silbet на Северо-Востоке Эстонии, получившем разрешение региональной Трудовой инспекции Вирумаа отправить в частично оплачиваемый отпуск до 31 декабря 227 работников.
Аналогичная ситуация сложилась на многих предприятиях, в частности на Раквереском спиртзаводе, 42 сотрудника которого находились в частично оплачиваемом трехмесячном отпуске еще с июля, отпуск закончился два месяца назад. По сути, работников можно считать уволенными.
Председатель Центрального союза профсоюзов Эстонии Харри Талига утверждает, что сокращение рабочего времени сотрудников используется эстонскими предприятиями гораздо более широко, нежели ранее.
- В законе две возможности, - говорит Харри Талига. - Первая в обиходе именуется вынужденный отпуск, или, юридически правильно, частично оплачиваемый отпуск. Эта мера дает возможность отправить людей домой на срок до трех месяцев и платить им 60% минимальной заработной платы. С другой стороны, в законе есть иной вариант, который до сих пор использовался довольно мало - частичное сокращение рабочего времени. Сейчас этот вариант работодатели практикуют в значительно большей степени. Работа частично сохраняется, при этом, если время урезается, скажем, на 30%, то и зарплата урезается лишь на 30%.
Отпуск или биржа труда?
Согласно Закону о трудовом договоре за время нахождения в частично оплачиваемом отпуске работнику выплачивается компенсация в размере 60 процентов от минимальной заработной платы, размер которой составляет 4350 крон. За три месяца пребывания в частично оплачиваемом отпуске работник получает менее восьми тысяч крон. Вполне понятно, что такие деньги устраивают немногих.
В случае же увольнения по причине невыполнения или ненадлежащего выполнения работодателем своих обязательств (работник имеет на это право согласно статье 82 Закона о трудовом договоре), ему обязаны выплатить компенсацию в размере двухмесячного среднего заработка вне зависимости от стажа. На «свободе» уволившегося сотрудника ждет дополнительно пособие от Департамента рынка труда, в течение полугода он будет получать сумму, составляющую 50% от его средней заработной платы (за первые 100 дней) и 40% (за последующие 80 дней).
Все зависит от конкретной ситуации на предприятии, но в нынешних условиях, когда все трещит по швам, «безработный» вариант имеет свои краткосрочные преимущества. Это подтверждает и Харри Талига. По его словам, количество обращений за консультациями по этому вопросу в последнее время намного увеличилось:
- Очень много людей, находящихся в частично оплачиваемых отпусках, спрашивают, может быть, выгоднее уволиться? Могу сказать, что у нашего юриста уже возникла очередь, оформляется все больше и больше заявлений.
В случае же сокращения рабочего времени (опять же на срок до трех месяцев) закон предусматривает, что продолжительность неполного рабочего времени не может составлять менее 60% предусмотренной трудовым договором нормальной продолжительности рабочего времени. Соответственно меняется и зарплата. Впрочем, по словам председателя Центрального союза работодателей Эстонии Тармо Крийса, сокращение рабочего времени - лишь временная мера.
|