|
|
|
Чтобы сэкономить на зарплатах рабочих и при этом не проиграть судебные разбирательства, руководство Криворожского железорудного комбината (КЖРК, Днепропетровская область) изобрело фирменное трудовое «ноу-хау».
Во времена коллективизации был такой смешной слоган: «Колхоз - дело добровольное». Суть коллективного хозяйства декларировалась как «свободный труд свободных людей». Тем не менее, в колхозы крестьян загоняли штыками.
Подобный метод с успехом применяет сегодня руководство КЖРК по отношению к собственным трудящимся. Правда, в данном случае пролетарский штык заменен капиталистическим пером авторучки председателя правления ОАО «КЖРК» Федора Караманица. Вместо крестьян - горняки, вместо колхоза - навязанные дополнительные выходные дни.
Что же, собственно, начудил почтенный Федор Иванович? А, собственно, ничего нового в нынешних условиях: руководитель комбината попросту экономит на зарплатах горняков. И делается это самыми иезуитскими методами. Можно, конечно, было бы разогнать всех трудящихся в неоплачиваемые отпуска, оставив только тех, кто обслуживает насосное оборудование, чтобы шахты не затопило, и вообще забыть о проблеме. Однако это - уже не методы. Взамен руководством предприятия было принято решение о переходе на трехдневную рабочую неделю. В результате все трудящиеся комбината получили специальные уведомления за подписью председателя правления. Копия документа лежит сейчас перед автором.
«Приложение №1 к приказу №1134 от 10.11.2008 года.
Уведомление об изменении существенных условий труда
Уважаемый (адресат).
На основании приказа ОАО «Криворожский железорудный комбинат» №1134 от 10.11.2008 г. «Об изменениях существенных условий труда в связи с изменениями в организации производства и труда», на основании статей 32, 56 Кодекса законов о труде Украины уведомляю вас об установлении вам с 12.01.2009 года неполного рабочего времени - неполной рабочей недели с трехдневным режимом работы (24 рабочих часа в неделю) с дополнительными выходными днями согласно графика, учрежденного для структурного подразделения и с оплатой труда пропорционально отработанному времени».
Самое интересное заключено в последних строках этого уведомления. Здесь начинаются прямые угрозы: «В случае вашего отказа от продолжения работы в режиме неполного рабочего времени трудовой договор может быть расторгнут в соответствии с пунктом 6 статьи 36 КЗоТ Украины и выплатой в соответствии со ст. 44 КзОТ Украины выходного пособия в размере среднемесячного заработка».
Далее следует размашистый автограф господина Караманица, графы для подписи работника и даты ознакомления.
И это еще не все. Согласно документу, трехдневка официально вводится на предприятии только с 12 января 2009 года, однако фактически комбинат работает по этому графику с ноября года текущего. Это и есть тот самый иезуитский прием, ведь вместе с официальным уведомлением о переходе на неполную рабочую неделю со следующего года работники получали стандартный бланк заявления следующего содержания: «Заявление. Прошу установить мне в ноябре 2008 года режим неполного рабочего времени - неполной рабочей недели, в соответствии со статьей 56 КзОТ Украины и предоставить следующие выходные дни (всего 8 дней)». Заявление пишется на имя председателя правления и визируется руководителем структурного подразделения.
Другими словами - все законно: ленивый работник, который никак не может дождаться, пока предприятие официально перейдет на трехдневку, умоляет руководство комбината позволить ему отдыхать уже сейчас. Более того, горняк набрался наглости, что еще и угрожает, - ссылается на соответствующую статью КзОТ, которая дает ему законное право требовать дополнительные выходные. Но законопослушное начальство, даже несмотря на такую дерзость тунеядца, идет ему навстречу и позволяет трудиться меньше на целых два дня в неделю. Смешно, как в старом колхозном слогане.
Смешно, пока не станет грустно. Пока доведенные до последней черты горняки - а народ это бойкий - не припомнят свой генетический пролетарский опыт революционной борьбы. Ведь живы еще в памяти события недалекого прошлого с шахтерскими забастовками и пикетами административных зданий предприятий и местных органов власти. Да что говорить, - во времена кризисных 1990-х горняки самого городского голову Юрия Любоненко «захватили в плен»! Именно «в плен»: мэр как-то решил спуститься в шахту к бастовавшим там рабочим, а они отказались его выпускать наружу до удовлетворения требований. В общем, пришлось несколько часов городскому голове поволноваться под землей. Если нынешние собственники и администрации таких предприятий, как КЖРК, нуждаются в напоминаниях, то за горняками Кривбасса, как говорится, не заржавеет.
|