Американские концерны General Motors и Chrysler получат федеральные кредиты на 17,4 миллиардов долларов. Об этом объявил, выступая в Белом доме, президент Буш:
«Банкротство сегодня означает ликвидацию автопрома. Это неприемлемо, это нанесет удар по занятости и приведет к еще большему углублению кризиса и рецессии. Мы будем предоставлять займы автоконцернам. Кредиты дадут отрасли три месяца на реструктуризацию».
Американский рынок сразу отреагировал ростом на такое заявление. Индекс Dow Jones вырос на один процент, NASDAQ - на 1,75. Средства на поддержку автопроизводителей будут взяты из программы Troubled Asset Relief Program, известной как план Полсона. Скорее всего, концернам придется пустить их на решение оперативных проблем финансирования производства, говорит заместитель главного редактора журнала «За рулем» Игорь Моржаретто:
«Поскольку в Америке, как и у нас, есть проблемы с перекредитованием, то надо расплачиваться с поставщиками, поддерживать их как-то на плаву, поддерживать дилеров. И надо поддерживать в работоспособном состоянии конвейер, который выпускает машины, выплачивать зарплаты и все социальные выплаты людям, которые работают, чтобы они не вышли на улицу. Не говоря уже о том, что им надо до марта провести какую-то серьезную реструктуризацию. Что это будет за реструктуризация, я даже не представляю, потому что на сегодняшний день и GM и Chrysler - это большая, достаточно неповоротливая бюрократическая структура, причем сильно отставшая от японских компаний, от передовых европейских компаний, и потому оказавшаяся в самой тяжелой ситуации».
Джордж Буш предупредил, что, если компании к концу марта не смогут предоставить «жизнеспособный план», им придется вернуть кредиты. О том, что необходимо сделать концернам - главный редактор журнала «Авто Бизнес Ревю» Роман Гуляев:
«Только не нужно думать, что кредиты выделят и все успокоится. Нужно внедрять серьезный план сокращения издержек, реально договариваться с профсоюзами. Потому что как начиналась эта история? Правительство США попросило топ-менеджеров этих компаний отказаться от частных самолетов, они отказались! А вот когда была просьба профсоюзам отказаться от завышенных требований по зарплате - профсоюзы стоят насмерть. То есть большие обязательства по пенсионному обеспечению и по страховке - вот от этого надо уходить постепенно».
|