Судостроительные верфи Гданьска, где зародилось движение «Солидарность», заплатили за крах коммунизма рабочими местами: число работников за 25 лет сократилось в восемь раз, а строительство судов практически прекратилось.
«Мне грустно, - признается Лех Валенса. - С развалом советской империи, на долю которой приходилось 98,5% заказов, банкротством польских сталелитейных заводов и с появлением конкуренции работа остановилась». И хотя на 40 гектарах, в результате приватизации оказавшихся в собственности компании ISD Polska, еще идут работы, огромные промышленные помещения судостроительных верфей в Гданьске, заваленные строительным мусором, и здания с выбитыми стеклами вселяют уныние.
Две трети площади верфей переданы застройщику, который возведет 6000 новых квартир и здание фонда «Солидарность» с музеем, библиотекой и гостиницей. На оставшейся территории благодаря украинской компании «Донбасс», являющейся собственником ISD Polska, планируется сохранить судостроительные верфи.
На прошлой неделе правительство Дональда Туска под давлением Еврокомиссии подписало приказ о ликвидации в мае 2009 года верфей в Гдыне и Щецине, в результате чего 9000 человек потеряют работу. К Гданьску особое отношение: «слишком велика символическая нагрузка».
По мнению нынешнего главы профсоюза «Солидарность» Кароля Гузикевича, в закрытии верфей виноваты «все стороны, в том числе и Валенса». Оливье Бо он выразил надежду, что директор ISD Сергей Тарута выполнит обещания об инвестициях в производственные мощности.
По признанию профсоюзного лидера, финансовый кризис усугубил ситуацию в Восточной Европе и, в первую очередь, на судоверфях.
По иронии судьбы, спасение может прийти из России. Польское правительство не подтвердило эту информацию, но говорят, что группа российского олигарха Романа Абрамовича «Евраз» покупает «Донбасс» вместе с гданьскими судоверфями. Если это так, то фонд «Солидарность» окажется по соседству с одним из завоеваний нового российского капитализма, заключает автор статьи.
|