|
|
Артисты Национального театра оперы и балета в своем общежитии. Астана, 13 января 2009 года |
|
Впервые в Астане в Национальном театре оперы и балета имени Куляш Байсеитовой был отменен спектакль. Артисты отказались выйти на сцену. Они живут в аварийном общежитии и получают мизерную зарплату.
В этот вечер, 9 января, был отменен балет «Щелкунчик», администрация театра вернула зрителем деньги за билеты. На сцену отказалась выходить вся балетная труппа – более 60 человек.
По понедельникам в театре выходной день. Следующий спектакль - балет «Баядерка» - должен состояться 18 января. Артисты театра, проживающие в общежитии, сомневаются, что и этот спектакль состоится.
Артисты балета рассказали о причинах забастовки и пригласили посмотреть на то, в каких условиях они живут. Говорит артист Бахыт Ансабаев:
- Мы все приехали по приглашению в этот театр. Были одними из первых, когда открывали Национальный театр оперы и балета в Астане. Мы, выпускники хореографического училища, тогда понадобились. Нам всем обещали выделить квартиры. За девять лет только один артист балета получил квартиру, а мы все в течение девяти лет ютимся по 4-6 человек в тесных комнатах общежития.
Бахыт Ансабаев проживает в небольшой комнатушке с тремя коллегами. Двое артистов, не выдержав, уехали. Комната заставлена баулами, так как не все свои вещи эти ребята смогли вывести. В комнате Бахыта Ансабаева я заметила только две кровати; оказалось, что жильцы по очереди спят на полу. Тут же небольшой обеденный стол, рядом электрическая плита. В единственный шкаф не влезают все вещи, поэтому они также упакованы в баулы. Но свои концертные выходные костюмы ребята аккуратно повесили на большой передвижной вешалке.
Артисты театра, живущие с Бахытом Ансабаевым, - Бауржан Мекенбаев, Азамат Сатбеков и другие молодые ребята рассказывают, что устали жить в таких условиях, нет желания заниматься творчеством, ходить на работу. Зарплаты едва хватает на проживание, они уже не думают о женитьбе: некуда привезти невесту. Девушки, вышедшие замуж за своих коллег-артистов живут здесь же, у многих из них маленькие дети, которые носятся по длинным коридорам общежития, устраивая свои «концерты».
Во всех комнатах стоит специфический запах сырости. Артисты, показывая на потемневшие стены, говорят, что все вычистили и выкрасили перед Новым годом, однако сырость снова окрасила стены и подоконники в темный цвет. Рассказывает Елена Безбородова:
- Эта сырость меня сильно беспокоит, так как у меня маленький ребенок, я так боюсь, что плесень может принести вред его здоровью. Поэтому я каждую неделю мою стены и подоконники хлоркой. Приходится терпеть и этот запах. У нас никогда не бывает горячей воды. Летом были перебои и с холодной водой, однако все эксплуатационные расходы и за горячую воду нас тоже заставляют оплачивать. За комнату мы платим 15 тысяч тенге [около 125 долларов] в месяц. При этом ремонт в комнатах мы должны делать сами.
По словам артистов, проживающих в общежитии более девяти лет, у них в контрактах было прописано, что театр обеспечит их квартирой в течение двух лет. Бауржан Мекенбаев и Елена Безбородова рассказывают о рухнувших надеждах на получение квартир:
- Каждый государственный праздник мы ждали с нетерпением: вдруг на День Республики дадут квартиру или может на День Независимости. Мы все это время молча терпеливо ждали. Недовольных увольняли. Куда мы пойдем, если нас уволят? Мы ведь умеем только танцевать. Нас все время кормили обещаниями, но на днях руководство театра заявило, что никаких квартир не будет выдаваться. Нам советуют подавать по государственной программе или самим брать кредит в банке. Но при наших зарплатах, в 50 тысяч тенге [около 420 долларов] мы не сможем оплатить первоначальный взнос.
Артисты не могут определить своих детей в детский сад, так как, по их словам, чтобы получить место в муниципальном детском саду, нужно заплатить «кому надо» тысячу долларов. А оплата в частных детских садах (300 - 500 долларов ежемесячно) не по доходам артистов. Поэтому никого в театре не удивляет, когда молодые мамы или папы приходят на репетицию с детьми.
Вот и трехлетняя дочь артистов балета Мадины Кадырмановой и Олжаса Махамбеталиева - Алина - с пеленок присутствует на всех репетициях и спектаклях. Однажды, когда ее собирали вечером снова в театр, она заявила: «А зачем мы опять на работу пойдем? Мы же утром уже ходили! Вечером все домой идут, а не на работу».
Бахыт Ансабаев говорит, что профсоюзы с каждого ежемесячно собирают взносы в 300 тенге, а в год это получается 130 тысяч долларов, поскольку в театре работает 700 сотрудников. Единственное, что профсоюз делает, это подарки детям. На Новый год - пакетик конфет стоимостью 300 тенге, что чуть больше двух долларов. Бахыт Ансабаев рассказал и о имеющем место кумовстве в театре и снижении профессионализма:
- Никто никогда не защищает наши интересы. Более того, многие в театре работают по знакомству: прямые родственники заместителей министров. Репертуар не обновляется, педагоги-репетиторы, хореографы не умеют ставить новые постановки. Качества спектаклей нет, танцуют не синхронно, это же всегда видно зрителям. К тому же у нас числится много «мертвых душ», зарплаты которых получают те же родственники высокопоставленных чиновников.
Этот театр имеет национальный статус и подчиняется министерству культуры и информации. Поэтому городской акимат Астаны не выделяет ему жилье, в отличие от артистов других городских театров. К тому же, общежитие, в котором они живут, также относится к акимату. И помимо артистов театра оперы и балета там живут и другие – работники министерства по чрезвычайным ситуациям и других государственных структур.
Здание общежития построено в 1963 году. Раньше это было общежитие медицинского училища. Одно время оно было в списке домов для сноса. Первый этаж этого здания полностью сдается в аренду – тут расположены столовая, кафе, магазин, парикмахерская.
Артисты балета Бауржан Мекенбаев и Олжас Махамбеталиев рассказывают о несправедливом отношении к молодым артистам-профессионалам:
- Обидно когда девчонкам-непрофессионалам шоу-балета городской акимат через год выдает квартиры. У нас Национальный театр имеет статус только формально, а фактически зарплаты артистов - на уровне провинциальных театров. Никакого республиканского статуса по отношению к нашим артистам мы не чувствуем. Хотя многие из нас - лауреаты различных международных престижных конкурсов. На республиканском уровне именно наши молодые артисты всегда получают Гран-при на всех конкурсах. Если бы мы уехали за рубеж, как многие наши сокурсники, то, наверное, не жили бы в таких условиях - как гастарбайтеры по шесть человек в комнате - и не спали бы на полу. Но мы хотим жить и работать у себя на родине и при этом хотим достойного отношения к нам, к людям искусства.
Следующая постановка, намеченная на 18 января, - «Баядерка». Мадина Унербаева исполняет в ней вторую главную роль. Мадина Унербаева считается одной из ярких и перспективных балерин театра. Почти все ведущие партии репертуара исполняет она. Мадина Унербаева тоже одной из первых приехала в этот театр по приглашению. С 2003 года живет в этом общежитии. Здесь же родилась ее дочь Айша. Сегодня, оставив девятимесячную дочку с мужем, она снова выходит на сцену. Выйдет ли она 18 января снова на сцену, она не знает.
Прима-балерина театра Мадина Унербаева рассказала об одном танце своей бывшей коллеги с президентом Нурсултаном Назарбаевым:
- Все зависит от того, как решат наш вопрос «наверху», мы уже отправили коллективное письмо в министерство. Хотелось бы, чтобы о наших проблемах узнал президент Нурсултан Назарбаев. Именно он ратовал, чтобы в новой столице был театр оперы и балета. Со мной жила моя коллега Малика Айзарова. Она, по сценарию мероприятия, пригласила Назарбаева на танец во время торжества, посвященного Международному женскому дню. Чиновники ее предупредили, чтобы она ни в коем случае не жаловалась президенту. Танцуя с артисткой, Нурсултан Назарбаев интересовался нашими условиями жизни. И она, улыбаясь, благодарила его и говорила, что мы все живем в замечательных условиях – так, как ее инструктировали чиновники протокола. Теперь Малика Айзарова уехала обратно в Алмату, не выдержав условий жизни в общежитии. А мы остались и продолжаем надеется на что-то. Многие мои коллеги хотели бы видеть своих дочерей в будущем балеринами и тренируют их. А мой муж говорит: «Никогда! Ни за что!» То есть он не хочет, чтобы наша дочь Айша в будущем терпела такие же унижения, как и мы.
Два дня мы не могли застать на месте директора Национального театра оперы и балета имени Куляш Байсеитовой, чтобы взять у него комментарий по поводу забастовки артистов балета. Сегодня снова в приемной театра ответили, что директор уехал в министерство, а заместитель - в департамент жилья. В свою очередь, в приемной министерства культуры и информации ответили, что директор комитета культуры, курирующий театры, находится на совещании правительства.
|