|
|
|
Сфера управления гражданской авиацией США переживает самую серьезную реформу с момента взрыва небоскребов в 2001 году. После того, как в течение последнего месяца авиадиспетчеры пяти американских аэропортов засыпали во время ночных дежурств, было выполнено давнее требование профсоюзов о снижении ночной нагрузки на диспетчеров. У республиканцев в конгрессе появился еще один повод для критики демократической администрации.
Гражданская авиация для США является по-настоящему стратегическим и жизненно важным видом транспорта. В час пик в воздушном пространстве США могут находиться более 5 тыс. коммерческих самолетов одновременно, за день американские аэропорты принимают и отправляют около 35 тыс. рейсов. Поэтому любое происшествие на авиатранспорте в США является национальной новостью номер один, которую невозможно скрыть от общественности. За последний месяц таких инцидентов было пять.
Первый гром прогремел в ночь на 23 марта. Тогда диспетчер столичного аэропорта имени Рональда Рейгана, дежуривший в одиночку, уснул и не отвечал на запросы самолетов. "Контрольная башня аэропорта молчала, что вынудило пилотов двух рейсов совершать посадку самостоятельно, без координации с землей. Башня не отвечала ни на запросы пилотов, ни на телефонные звонки диспетчеров из других точек, ни на связь по "громкой линии", осуществляемую через громкоговорители в диспетчерском зале", - говорится в материалах внутреннего расследования, которое провела Федеральная авиационная служба. Тогда два самолета со 165 пассажирами на борту, летевшими из Майами и Чикаго благополучно приземлились при помощи расположенной неподалеку радарной станции.
В начале апреля на работе уснули сразу четыре диспетчера: в штатах Невада, Вашингтон, Теннесси и Флорида. Диспетчер в Рино (Невада) не отвечал на запрос о посадке медицинского самолета с пациентом на борту, а его коллегу в аэропорту Сиэтла (Вашингтон) просто-напросто обнаружила спящим утренняя смена - самолеты за время его сна не садились. Инцидент в Теннесси также обошелся без аварий. Ну а последствия проступка диспетчера из Майами совсем безобидны: он уснул, когда на дежурстве находились 11 его коллег.
Проштрафившихся регуляторов воздушного движения ждут различные наказания, от штрафа до увольнения, глава службы авиадиспетчеров США Хэнк Краковски уже подал в отставку. Однако все - и эксперты, и авиачиновники - признают, что причиной происшествий стала накопленная усталость диспетчеров, о чем не один год говорили профсоюзы. Еще в 2007 году Национальная служба по безопасности на транспорте выпустила предписание облегчить график работы диспетчеров, поскольку уже тогда повышенная нагрузка на некоторых из них стала причиной создания "потенциально аварийных ситуаций".
"Усталость - это давняя проблема в отрасли, - говорится в поступившем в распоряжение "МН" заявлении главы службы транспортной безопасности Деборы Эрсман. - Графики работы диспетчеров явно не повышают безопасность полетов. Подобные случаи создавали предпосылки для инцидентов и ранее".
Представители авиационной службы были недоступны для комментариев. Однако опубликованный в воскресенье пресс-релиз министерства транспорта США фактически провозгласил начало широкомасштабной реформы.
"Мы надеемся, что диспетчеры будут выходить на дежурства отдохнувшими и полностью готовыми к работе и принятию всей ответственности за безопасность на контрольных вышках аэропортов. Мы сделаем любые изменения в правилах работы диспетчеров, которые только будут необходимы", - приводит министерство слова главы минтранса Рэя Лахуда.
Всего в американских аэропортах, по данным Федеральной авиационной службы, служат 15 475 диспетчеров. Они работают посменно, почти треть из них выходит в ночные смены как минимум раз в две недели. Вплоть до этой недели перерыв между сменами диспетчера составлял 8 обязательных часов, им разрешалось меняться - выходить в ночные смены после выходных дней вместо дневных. В 30 аэропортах страны в ночные смены дежурил один диспетчер.
Согласно новому распорядку работы, перерывы между сменами увеличиваются минимум на час и составляют теперь не менее 9 часов. Меняться сменами диспетчеры больше не смогут, равно как и работать две смены подряд. Они также не смогут выходить в незапланированные дополнительные ночные смены после выходного дня. И главное - теперь американские диспетчеры не будут работать по ночам в одиночку. Минтранс приказал ввести смены по два человека.
Это лишь первые шаги. Федеральной авиационной службе поручено в кратчайшие сроки разработать дополнительные меры, "направленные на предотвращение инцидентов, связанных с работой диспетчеров".
Одним внутриведомственным расследованием, однако, дело явно не ограничится. Темой уже заинтересовали конгресс. Там пообещали разобраться с минтрансом и авиавластями, устроив "как минимум одни слушания". Особенно конгрессмены хотят разобраться с тем, как вышло, что аэропорт в столице страны Вашингтоне, являясь главным в стране объектом внимания антитеррористических спецслужб, остается по ночам под присмотром всего одного диспетчера.
Даты разбирательств пока не назначены. В комитетах по внутренней безопасности и по транспорту и инфраструктуре "МН" сообщили лишь, что "подготовительная работа идет". Оба комитета возглавляют республиканцы, которые, конечно, не упустят возможности спросить с администрации демократа Барака Обамы еще и за провалы в режиме авиабезопасности.
"Сейчас трудно что-то сказать определенное, но мы готовимся к слушаниям. Это серьезная ситуация и наше руководство, скорее всего, не оставит ее без внимания", - сказала по телефону сотрудница аппарата комитета по транспорту.
|