|
|
|
15 августа Президент Украины подписал новый закон «О занятости населения». По сравнению с предыдущей версией в нем произошли существенные изменения, однако самым значительным из них оказалось появление раздела VI «Услуги по посредничеству в трудоустройстве», легализующего заёмный труд в стране. После того, как 1 января 2013 года закон вступит в силу, последствия этого решения для рынка труда будут самыми серьезными.
Различные формы неустойчивой занятости, в том числе и найма работников через посреднические фирмы и частные агентства занятости (ЧАЗ), нашли широкое распространение в Украине задолго до принятия закона. Несмотря на то, что их деятельность находилась в сером правовом поле, вступая в очевидные противоречия как с базовыми принципами трудового и гражданского права страны, так и с отдельными статьями кодексов, посредники в трудоустройстве действовали весьма активно. Они не стесняясь обсуждали в профильных изданиях возможности развития своего бизнеса под прикрытием хитроумных юридических схем и на все голоса нахваливали преимущества подобной формы отношений с персоналом перед своими клиентами. Теперь же последние условности могут быть отброшены. «Аренда персонала» становится вполне легальным бизнесом, оставляя в прошлом профсоюзные права и защиту от несправедливого увольнения и дискриминации. Украинские трудящиеся теперь могут быть «заказаны» и «предоставлены в пользование», а если работодатель больше не нуждается в них – «утилизированы» (именно такой лексикой пользуются ЧАЗ при описании своих услуг). В общем, граждане страны официально приравнены к любому другому товару, годному как для домашнего использования, так и для отправки на экспорт.
Однако тем, кто зарабатывает на посредничестве в трудоустройстве этого мало. Мы слышали многочисленные уверения международной ассоциации частных агентств занятости CIETT, что «поставщики персонала» являются главными сторонниками достойного труда и готовы работать на условиях самого жесткого регулирования. Мы слышали притворные мольбы самих украинских ЧАЗ на любых условиях сделать их деятельность легальной. Но сегодня, когда легализация произошла, раздаются уже совсем иные голоса. Представители этого сомнительного бизнеса недовольны теми рамками, в которые их ставит новый украинский закон, и называют его «ловушкой для рекрутеров»!
Дело в том, что при написании пресловутого раздела VI законодатели попытались сделать хорошую мину при плохой игре – текст предусматривает некоторые элементы регулирования и ограничений. Так, органы власти должны вести учет всех организаций, «которые осуществляют наем работников для дальнейшего выполнения ими работы у других работодателей», получая от них полную информацию о числе нанятых работников. ЧАЗ запрещено направлять людей на работу во вредных, опасных и тяжелых условиях труда, на предприятия, где они могут подвергнуться опасности или стать жертвами злоупотреблений или дискриминации, а также предоставлять работников для замены бастующих или участников иных коллективных действий. Закон также требует выплачивать заёмным работникам зарплату не ниже той, которую получают штатные сотрудники за выполнение такой же работы, обеспечивать им равные условия работы и отдыха, в том числе – на основании заключенного постоянными работниками колдоговора; социальное страхование заёмных работников проводится в соответствии с классом профессионального риска производства конечного работодателя.
Но, как ни странно, на это «рекрутеры» пока не обратили особого внимания. В первую очередь их бешеное недовольство вызывает статья 39-4, запрещающая им «направлять работников на рабочие места к работодателю, у которого в течение года сокращена численность (штат) работников», или «не соблюдены нормативы численности работников основных профессий, задействованных в технологических процессах основного производства», а также вообще для выполнения «работ по основным профессиям технологического процесса основного производства». Т.е. запрещено замещать штатных работников заёмными. Вот и стало очевидно, чего стоят все уверения CIETT, Американской торговой палаты и прочих многочисленных лоббистов в том, будто бы ЧАЗ «создают рабочие места, которые иначе бы никогда не возникли»!
«Данная норма фактически сузит возможности подбора персонала у многих компаний, которые, например, действительно сократили штат несколько месяцев назад, а теперь решили расширить штат, потому что ситуация внутри компании улучшилась. От этого пострадают и сами рекрутеры, работающие на условиях аутсорсинга, поскольку круг потенциальных клиентов будет сужен за счет подобных компаний», - пишет в своей статье «Закон о занятости населения: ловушка для всех» для августовского номера журнала «Юрист и закон» представитель компании «HeadHunter» Анна Воеводина.
Разумеется, как только лоббистам удастся добиться снятия этого, ключевого для них на сегодня ограничения, они вновь ринутся в бой и атакуют защиту заёмных работников от дискриминации и другие положения закона и не остановятся, пока их деятельность не будет полностью выведена из-под контроля. Так происходит повсюду в мире, и Украина не станет исключением.
Задача профсоюзов в этой ситуации – максимально консолидировать свои усилия и найти новые формы противодействия заёмному труду и другим формам неустойчивой занятости. Ограничения, наложенные на ЧАЗ новым законом, не должны становиться предметом для торга. Напротив, их необходимо конкретизировать и усиливать. Крайне важно уточнить и зафиксировать право заёмных работников не только пользоваться преимуществами, предоставляемыми коллективным договором, заключенным профсоюзом с конечным работодателем, но и самим вступать в этот профсоюз и участвовать в переговорах. Однако конечной целью профсоюзного движения должен быть отказ от легализации расщепленных трудовых отношений и, взамен, введение полного запрета на использование заёмного труда. Только так работники могут вернуть себе свои права человека и перестать быть низводимыми до положения бессловесного винтика в чужой машине.
|