|
|
|
Докерские профсоюзы заявили о том, что будут противостоять планам по дерегулированию и либерализации системы трудовых отношений в европейских портах. О планах по реализации таких инициатив заявил в конце сентября в Брюсселе европейский комиссар по вопросам транспорта Сиим Калласс. «Сегодня мы сталкиваемся с большим количеством проблем, связанных с низкой эффективностью работы портов, ограничительными системами трудовых отношений и отсутствием конкуренции в работе портов. Очень важно, чтобы европейские порты могли эффективно конкурировать в глобальном масштабе с портами как к северу, так и к югу от Европейского Союза», — заявил он.
Европейская комиссия планирует подготовить свои инициативы, касающиеся работы портов, в течение 2013 года. Однако уже сейчас профсоюзы заявили о начале кампании и проведении масштабной мобилизации для противостояния этим планам. Докеры выступают против мер, разрушающих завоеванные ранее тяжелой борьбой права работников, против расширения практики использования временных рабочих мест и подрыва стандартов безопасности труда.
«Против мер по дерегулированию работы портов выступают докерские организации по всему миру. Сегодня поддержание достойных стандартов труда и уважение профсоюзных прав в промышленности являются глобальной проблемой, а не только проблемой на том или ином национальном или региональном уровне», — говорится в заявлении Пэдди Крамлина, президента Международной федерации транспортных рабочих (ITF) и председателя докерской секции ITF.
Докеры обеспокоены попытками правительств европейских стран «по-тихому» реализовать меры, аналогичные тем, что были разработаны ранее руководством Европейского союза в рамках так называемых «портовых пакетов» законопроектов. Тогда, в 2003 и 2006 годах, совместными действиями профсоюзов реализацию этих мер удалось остановить. «Мы победили их тогда и победим сейчас», — заявил председатель докерской секции Европейской федерации транспортных рабочих (ETF) Терье Самуэльсен.
Через массовую мобилизацию, многочисленные акции протеста и забастовки, которые длились в течение нескольких месяцев и приводили к остановке работы портов по всей Европе, профсоюзам удалось убедить Европейский парламент проголосовать против предыдущих «портовых пакетов», предложенных исполнительными органами ЕС. Отметим, что две трети внешней торговли Европы проходит через порты континента.
В своем сентябрьском выступлении в Брюсселе Сиим Каллас заявил, что Еврокомиссия будет пытаться найти компромисс, предполагающий «адекватные гарантии социальной защиты». Тем не менее, он дал ясный сигнал, что будут предприняты дальнейшие попытки по либерализации работы портов. «Что касается системы трудовых отношений, то на практике они часто носят ограничительный характер. Это приводит к тому, что, по сути, поставщики услуг не могут нанимать персонал по своему выбору. Такие практики являются ограничительными, что приводит к монополизму и повышению цен», — отметил Калласс.
Европейская федерация транспортных рабочих опасается, что европейские власти будут пытаться последовать примеру Португалии, где докеры были вынуждены провести серию забастовок и демонстраций против социально-трудовых реформ и сокращения расходов в портах. Эти меры были реализованы правительством страны после запуска соглашения с Международным валютным фондом и Европейским союзом. «Португалия может рассматриваться в качестве лаборатории для европейской политики в отношении портов, — заявил Терье Самуэльсен в ходе проведенного ITF круглого стола в Касабланке. — Некоторые меры, предложенные правительством Португалии, полностью соответствуют тем инициативам, реализацию которых мы можем ожидать в Европе».
Докеры в портах по всей Европе на некоторое время приостановили работу в знак солидарности с бастующими в Португалии коллегами. Европейская комиссия утверждает, общеевропейские правила необходимы потому, что различная ситуация в социально-трудовой сфере в разных европейских портах отрицательно сказывается на конкуренции. Вместе с тем, озабоченность со стороны профсоюзов докеров связана с тем, что любые попытки унификации правил на общеевропейском уровне приведут к понижению социальных стандартов и сокращению трудовых прав.
Отметим, что только 8 из 27 стран Евросоюза ратифицировали Конвенцию Международной организации труда 1973 года о портовых работах. Эта конвенция обязывает подписавшие ее страны содействовать созданию постоянных рабочих мест и устанавливает определенные приоритеты для трудоустройства докеров. И только девять стран ратифицировали Конвенцию МОТ 1979 года о технике безопасности и гигиене труда портовых работ.
Перевод для "Профсоюзы Сегодня", Александр Лехтман Автор: Эймс Пол
|