|
|
|
Пожар на отдельно взятой швейной фабрике — как кризис всей системы. В Бангладеш трагедию на одном из столичных производств граждане восприняли не просто, как неприятный инцидент, а как поворотное событие после которого в стране что-то должно поменяться. Обстоятельства трагедии местные СМИ изучают буквально под лупой. Вот как разворачивались события. В субботу примерно в 7 часов вечера в районе Ашулия начинает гореть первый этаж швейной фабрики. Около 50 минут потребуется пожарным расчётам, чтобы добраться до места происшествия. И когда брандмейстеры наконец-то приезжают — полыхают уже все 9 этажей здания. На то, чтобы потушить огонь потребовалось ещё около 4 часов. Слишком долго. В здании погибли более 100 человек, примерно столько же получили различные травмы и ожоги.
«Люди оказались в западне. Ведь горел первый этаж, а у здания не было пожарных выходов. Некоторые выпрыгивали из окон, многие задохнулись».
Пожарных выходов у здания действительно не было - зато было, кое-что другое - а именно 6 лишних этажей. Возводили их с нарушением всех строительных норм - и по мнению инженеров - если бы не было пожара, то через несколько лет здание фабрики могло сложиться как карточный домик. И речь при этом идёт не о каком-то подпольном предприятии, а о вполне успешном и уважаемом бизнесе, чья выручка составляла более 35 миллионов долларов в год. Но тратить деньги на безопасность и улучшение условий труда менеджмент, тем не менее, считал излишним. И это для Бангладеш типично. Из-за одних только пожаров на производстве - по стране за последние шесть лет погибли более 600 человек. Среднестатистический работник швейного станка работает по 15 часов в сутки, 6 дней в неделю. И получает за это около 37 долларов в месяц. Отстаивать же свои права в стране - дело небезопасное. В этом году на окраинах Дакки неизвестные убили Аминула Ислама - лидера одного из влиятельных профсоюзов.
Нил Стюарт, политолог: «Западные мультинациональные ритейлеры, такие как H&M, GAP и Marks&Spencer, неоднократно обращались к властям Бангладеш с требованием, чтобы на производстве не использовался труд детей, чтобы зарплаты у сотрудников были выше, чтобы их никто не запугивал, но всё эти призывы обычно ни к чему не приводили».
Не приводили в основном потому, что боролись за права трудящихся западные компания не слишком уж рьяно - платить больше сотрудникам швейных фабрик - для ритейлеров означает лишиться сверхприбыли и растерять конкурентоспособность. А надавить на Дакку им было нечем. Переносить производство в другие страны - слишком дорогое удовольствие. Бангладеш - второй после Китая главный производитель текстиля. Пошив одёжды формирует до 80 процентов экспортной выручки республики - это порядка 24 миллиардов долларов. Правда, в конце этого года показатели могут быть значительно ниже. Пожар на швейной фабрике в Дакке - стал последней каплей. Тысячи человек оставляют станки и выходят на улицу - требовать улучшения условий труда и более высоких зарплат. Профсоюзы говорят, что это начало общенациональной забастовки. И если власти или же зарубежный бизнес не пойдут на встречу митингующим - то европейские и американские модники этой весной могут остаться без новых коллекций одежды от любимых брендов. Автор: Никита Попов
|