|
|
|
В Милане начался саммит ЕС. Европейские лидеры намерены помочь безработным, многомиллионная армия которых является главной причиной социальной нестабильности в Старом Свете. Однако сделать это будет нелегко. Во-первых, экономическое положение Европы в целом и особенно еврозоны по-прежнему сильно оставляет желать лучшего, а во-вторых, за без малого два десятилетия, миновавшие после первого европейского саммита по безработице, в этой сфере мало что изменилось.
Первыми положение дел с занятостью и предлагаемые меры обсудят министры труда, затем к ним подключатся главы государств и правительств.
Особые надежды возлагает на миланский саммит ЕС «Занятость» его хозяин, премьер-министр Италии Марио Ренци, который председательствует сейчас на ротационной основе в Евросоюзе. Он надеется уговорить коллег, лидеров европейских государств, принять пакет новых законов на рынке труда. В среду он, кстати, вынес их и на обсуждение сената, верхней палаты парламента Италии.
Среди предлагаемых мер облегчение процедуры увольнения, создание новой системы поддержки для тех, кто потерял работу, и многое другое.
Предложение соотечественника скорее всего поддержит президент ЕЦБ Марио Драги. Он выступает за ослабление не только финансовой политики Евросоюза, но и жестких законов на континентальном рынке труда.
Президент Франции Франсуа Олланд предложит увеличить расходы на создание новых рабочих мест, но это предложение наверняка будет отвергнуто немецким канцлером. Наверняка британские безработные ждали свежих идей от своего премьера, но Дэвид Кэмерон в Милан не приехал.
Когда европейские лидеры встретились в Люксембурге в ноябре 1997 года, безработица в еврозоне, тогда, правда, еще не существовавшей, составляла около 11%. Открывавший первый саммит по безработице премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер, который через три недели официально возглавит Еврокомиссию, обещал тогда набор мер, направленных на дальнейшую либерализацию общего рынка и составленные правительствами членов объединенной Европы планы действий, которые позволят молодому поколению начать новую жизнь.
С тех пор прошли 17 лет, но особых изменений не видно. Европейские лидеры продолжают предлагать наборы мер по улучшению ситуации на рынке труда, но уровень безработицы за прошедшее время почему-то не уменьшился. Сейчас он составляет 11,5%.
По иронии судьбы ситуация на рынке труда в Старом Свете не улучшается как раз после 1997 года. Минимума – 7% общей и 15,7% среди молодежи уровень безработицы достиг в 2007-8 годах. В годы кризиса он вырос в отдельных странах до 25% и выше по общей безработице и до 50% и выше по безработице среди молодежи.
Миланский саммит уделит особое внимание безработице среди молодежи. Среди молодых европейцев до 25 лет работы не имеет каждый пятый – 21,6%. В 1997 безработица среди молодежи была точно такой же – 21,7%.
Полтора года назад, казалось, дело сдвинулось с мертвой точки. В феврале 2013 года Брюссель создал 6-миллиардный фонд, деньги которого будут тратиться на борьбу с молодежной безработицей в 2014-20 годах. Причем, предполагалось львиную часть средств потратить в первые два года. В центре стратегии борьбы лежала так называемая «Молодежная гарантия». Она направлена на то, чтобы все европейцы до 25 лет или имели работу, или занимались на каких-нибудь подготовительных курсах максимум через 4 месяца после окончания школы, колледжа или университета или получения статуса безработного.
Главной сферой деятельности этой инициативы должны стать регионы, в которых уровень безработицы среди молодежи превышает 25%. Это, к примеру, полностью Испания, Португалия и Греция, северо-восток Италии, около половины Франции и несколько регионов на востоке Германии.
Этим летом Брюссель начал раздавать средства. Франция получила в июне из фонда по борьбе с молодежной безработицей 620 млн. евро, а Италия после одобрения программы действий Еврокомиссией - 1,1 млрд. евро в июле. Доля Испании будет еще выше – 1,9 млрд. евро.
Президент Олланд намерен предложить в Милане побыстрее потратить выделенные деньги и направить на решение проблемы новые средства. Однако это предложение обязательно встретит противодействие Германии. Ангела Меркель уже не раз подчеркивала, что прежде чем говорить о выделении новых средств, необходимо освоить уже выделенные.
Вместо повышения расходов Берлин предлагает провести либерализацию рынков труда, в которой он видит лучшее средство для создания новых рабочих мест.
Париж и Рим, которые в последнее время все чаще сообща противодействуют Германии, утверждают, что они и так уже предприняли серьезные шаги по либерализации рынка труда и эти меры не сработают без поддержки роста экономики. Экономика же еврозоны почти не растет. Нужны новые инвестиции, а росту расходов препятствует Германия, которая не намерена отказываться от политики жесткой экономии. В общем получается замкнутый круг. Страдают же от этого не политики, принимающие решения, а простые европейцы и особенно молодежь. Автор: Сергей Мануков
|