|
|
|
Мир обрабатывающей промышленности готовится испытать сдвиг поистине сейсмического масштаба. Есть мнение, что мы переживаем четвертую промышленную революцию, которая полностью преобразит процесс изготовления промышленных изделий. И ее последствия для трудящихся будут огромными.
Термин Industry 4.0 (Промышленность, версия 4.0) впервые появился в Германии в 2011 году; он использовался для описания процесса компьютеризации промышленного производства, который рассматривался многими как четвертая промышленная революция.
Первая промышленная революция, начавшаяся в конце 18-го века, была связана с появлением промышленного производства, в котором использовались машины и механизмы, приводимые в движение с помощью воды и пара. Вторая датируется началом 20-го века, когда появились линии массового производства, работающие на электроэнергии. Третья наступила с переходом производства от аналоговых и механических технологий к электронному оборудованию и цифровым технологиям, который начался в 70-х годах прошлого столетия.
Четвертая промышленная революция, или Industry 4.0, использует смарт-технологии и данные в реальном времени для повышения производительности труда и снижения производственных затрат.
На «смарт»-заводах промышленное оборудование, складские системы и производственные процессы способны самостоятельно выполнять сложные задачи, общаться между собой, обмениваясь информацией и выдавая друг другу команды и инструкции, совершенно не требуя участия человека.
Выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе 2015 года, канцлер Германии Ангела Меркель назвала Industry 4.0 тем образом действий, который «позволяет нам оперативно реализовать слияние мира онлайн-технологий с миром промышленного производства».
Industry 4.0 в огромной степени зависит от Интернета Вещей – объектов, оснащенных соответствующей технологией, способных обмениваться информацией с IT-системами и обнаруживаться с помощью сенсоров.
Столь же существенную роль играет реализация компьютерных расчетов в удаленном (облачном) режиме (система Cloud), которая позволяет поддерживать работу миллиардов установленных сенсоров и приборов и обрабатывать весь поток информации или данных, который они генерируют.
Новые шаги в развитии аналитической обработки данных означают появление мощных программных продуктов, способных анализировать всю эту информацию (или Большие Данные, Big Data), поступающую от производственных систем в реальном времени. Это дает огромные преимущества транснациональным компаниям, открывая им доступ к получению посекундной информации о производстве на всем протяжении их цепочек поставок. Это также позволяет компаниям более оперативно реагировать на формирующиеся в бизнесе тенденции и более эффективно планировать свою деятельность, опираясь на более точные прогнозы.
Кроме того, развитие технологий трехмерной печати потенциально способно привести к резкому снижению затрат на НИОКР и даже полностью свести на нет потребность в предприятиях, занимающихся опытно- конструкторскими разработками.
Но что же, в конечном счете, все это означает для трудящихся?
Компьютеризация, несомненно, приведет к созданию новых рабочих мест, но в других секторах экономики. И по мере того как роботы станут выполнять все более сложные задачи, а машины будут все шире контролировать работу друг друга, не снизится ли потребность в рабочих руках? «Мы пока не знаем, как все это на самом деле повлияет на ситуацию, – говорит Кристиан Бранкхёрст из немецкой членской организации IG Metall, который выступил по этой теме на недавней встрече рабочей группы по автомобильной промышленности в Торонто.
– Наряду с некоторыми эргономическими улучшениями для рабочих, связанными с тем, что выполнение повторяющихся и трудоемких задач отойдет к роботам, работникам придется в спешном порядке осваивать новые навыки, чтобы не отстать от смарт-заводов».
В автомобильном секторе компьютерно- интеллектуальными становятся не только методы производства; подключенные к сети и автономно работающие автомобили способны со своей стороны трансформировать всю отрасль и саму концепцию вождения.
«Возможно, появится много требующих высокой квалификации рабочих мест в области планирования, конфигурирования и технического обслуживания новых технологий, но низкоквалифицированные работники могут оказаться в проигрыше», – отмечает Бранкхёрст.
Смарт-технологии и смарт-системы могут также привести к широкому распространению практики управления и контроля за поведением и продуктивностью работников. Смарт-заводы предполагают предъявление повышенных требований к гибкости условий труда каждого отдельного работника, поэтому прогнозируется рост неустойчивых форм занятости.
Профсоюз IG Metall в настоящее время информирует советы предприятий о грядущих переменах, он также приступил к изучению их последствий для работников отрасли. «На данном этапе мы как профсоюз стараемся повлиять на течение переходного периода, в ходе которого эти новые технологии укореняются в автомобильной промышленности», – отмечает Бранкхёрст.
Тем временем производитель мобильных телефонов iPhone компания Foxconn, в которой трудятся 1,2 миллиона человек, объявила, что в течение следующих пяти лет роботы заменят 30 процентов работников компании, обслуживающих производственные линии.
Кан Мацузаки, директор IndustriALL по сектору ИКТ, электротехники и электроники, отмечает:
«Industry 4.0 будет проникать в самые разные отрасли промышленности быстрее, чем мы можем себе представить. Профсоюзы должны быть готовы к очень серьезным последствиям этого процесса для занятости, условий труда и соблюдения прав трудящихся и сосредоточиться на работе по реализации концепции «справедливого перехода».
|