|
|
|
Более половины (55%) россиян согласны, чтобы им платили недекларированную зарплату, — таковы данные Superjob, опросившей 26 октября 2800 респондентов старше 18 лет в 7 федеральных округах России. Категорически не согласны на «черную» зарплату всего 28% опрошенных; 17% затруднились ответить.
«Респонденты в возрасте до 29 лет чаще соглашаются на недекларированную зарплату (56%), чем работники старше 50 лет (49%), — констатирует Наталья Голованова, руководитель центра маркетинговых и социологических исследований кадрового дома SuperJob. — Возможно, это связано с тем, что молодежь мало задумывается об отчислениях в пенсионный фонд». Среди комментариев в анкетах молодых людей встречаются подобные фразы: «Какая разница?! Главное, чтобы не обманывали с выплатами».
В анкетах «несогласных» респондентов старшего возраста встречаются подобные фразы: «Проверил поступления в пенсионный фонд за последние два года, оказалось — работодатель перечислил около двух тысяч рублей».
Согласно данным опроса, на «черную» зарплату чаще (66%) не соглашаются работники с более низкими окладами (до 9999 рублей в месяц) — в то время как лишь 52% респондента с окладом от 40000 рублей в месяц соглашаются на подобные условия.
«Черная» зарплата может практически свести на нет все усилия в трудовых спорах, уверен юрист Владимир Красуцкий, консультант центра профессионального развития NS Consulting: популярные сегодня иски, поданные работником о задержке выплаты заработной платы выигрываются в большинстве случаев (благодаря положениям статьи 142 Трудового кодекса). Если зарплата выплачивалась «черным налом», то на весомый выигрыш рассчитывать не придется: «Помню случай, когда менеджер получал около $2000 ежемесячно, а в договоре числился оклад 6000 рублей.
Добиться большего, чем проводилось по документам, он так и не смог», — качает головой юрист.
Работник, возможно, не сможет компенсировать и затраты на адвоката. По словам Красунского, в Москве час юридической консультации обходится менеджеру среднего звена в 3000-5000 рублей, а услуги адвоката во время процесса — в несколько тысяч долларов.
Согласно данным Верховного суда РФ, за первое полугодие 2007 г. рассмотренные иски об оплате труда составили 86% всех исков по трудовым спорам (198698 из 232147). Для сравнения: иски о восстановлении на работу — всего 4% (9 007 из 232147). Автор: Малыхин Михаил
|