Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, что для россиян значит работа.
Доля респондентов, которые предпочли бы иметь небольшой, но твёрдый заработок и уверенность в завтрашнем дне («советская» модель трудовой мотивации), возросла с 54% в 1994 г. до 60% в 1999 г. (видимо, под влиянием финансовой катастрофы 1998 года), но затем начала снижаться, и в 2008 г. достигла 44%. Напротив, возросла доля тех опрошенных, кто готов рисковать ради высоких доходов - хотел бы много работать и хорошо зарабатывать, даже без гарантий на будущее (с 23% до 34%). Стало больше и тех, кто готов вести собственное дело на свой страх и риск (с 6% до 10%). Доля приверженцев «постматериалистической» мотивации - тех, для кого лучше небольшой заработок, но много свободного времени, - в России стабильно немного: 3-4% (среди сторонников ЛДПР такая мотивация распространена более - 8%, чем среди избирателей КПРФ и «Единой России» - 3-4%).
С возрастом опрошенные всё более ценят «советскую» модель пусть невысокого, но твёрдого заработка (от 26% в группе 18-24 лет до 53% среди респондентов 45 лет и старше) и всё менее хотят рисковать, заводя собственное дело (с 25% в группе 18-24 лет до 3% в группе «60+»). Модель «много работать и хорошо зарабатывать без особых гарантий на будущее» предпочитают опрошенные до 45 лет (40-45%), тогда как среди россиян предпенсионного возраста её выбирают только 33%, а среди пенсионеров - лишь 14%.
Для мужчин риск более характерен, чем для женщин: хотели бы иметь собственный бизнес 14% мужчин и 7% женщин, хорошо зарабатывать без гарантий на будущее 38% первых и 31% вторых.
Кто не рискует, тот не выигрывает: чем выше покупательская способность россиян, тем более склонны они к риску. Доля тех, кто предпочёл бы вести собственное дело, возрастает с 5% в самой бедной группе опрошенных (которым не хватает денег даже на продукты) до 19% в группе тех, кто без проблем может покупать вещи длительного пользования, доля тех, кто выбирает большой заработок без гарантий на будущее, увеличивается, соответственно с 22 до 37%. И наоборот, доля тех, для кого предпочтительнее небольшой, но твёрдый заработок, снижается с 54% в самой бедной группе до 37% в обеспеченной.
В целом работа для двух третей россиян (64%) - это прежде всего источник средств к существованию. «Трудоголики», для которых работа важна и интересна сама по себе, независимо от оплаты, составляют 12%. Ещё 13% делают акцент на том, что работа для них не главное, есть вещи и поважнее. 3% относятся к работе как неприятной обязанности и предпочли бы вовсе не работать.
Восприятие работы в первую очередь как источника получения средств для респондентов со средним общим и средним специальным образованием более характерно (66-68%), чем для опрошенных с высшим и незаконченным высшим образованием (59%). В этой, наиболее образованной группе чаще, чем среди остальных опрошенных, высказывается идея, что в жизни есть гораздо более важные вещи, чем работа (17% и 9-12%). Вопрос, что для них значит работа, вызвал особенно много затруднений у респондентов с образованием ниже среднего (25%).
Чем выше доходы респондентов, тем менее склонны они рассматривать работу исключительно как источник доходов (доля опрошенных с подобным отношением к работе снижается с 74% в группе с доходами до 1500 рублей на члена семьи в месяц до 62% в группе с доходами свыше 5000 рублей). И тем более расположены воспринимать работу как интересное и важное дело (с 6% до 14%) или, напротив, как что-то далеко не самое главное в жизни (с 12% до 18%).
|