Олег Шеин: «с точки зрения интересов профсоюзного движения, я бы отметил два положительных события, два – негативных, и одно нейтральное. Так что мы неплохо завершаем этот год».
Первое событие по значимости (положительное) – это консолидация реальных профсоюзов. Попытки создать марионеточный профсоюз под руководством Сергея Вострецова (имеется в виду попытка рейдерского захвата профсоюза «Соцпроф» и других свободных профсоюзов с применением административных ресурсов и кулуарных сделок – так, чтобы профсоюзы стали более «лояльными» / прим. «ИКД») подтолкнули консолидацию реальных профсоюзов. Можно сказать (иронически) спасибо Вострецову, так как без него реальные профсоюзы смогли бы еще долго остаться разрозненными. А вот теперь реальные профсоюзы объединяются, причем по нескольким горизонтам. Первый горизонт – это линия объединения вокруг КТР (Конфедерации труда России) и ВКТ (Всероссийской конфедерации труда, которая прекратила свое автономное существование и присоединилась к КТР 15 мая / прим. ИКД) с перспективой широкого профсоюзного объединения, включая ФПР (Федерацию профсоюзов России), «Солидарность» и другие.
Другой горизонт – это усиление взаимодействия между профсоюзами, причем не только т.н. «свободными» профсоюзами, но и профсоюзами, входящими в традиционную федерацию ФНПР. В этом году начали функционировать несколько рабочих или консультативных групп: это, например, рабочая группа реально действующих профсоюзов при фракции СР, или рабочая группа по совершенствованию законодательства в сфере социально-трудовых отношений при председателе Совета Федерации. Поскольку в рамках этих рабочих групп работают вместе представители и свободных и традиционных профсоюзов, это хорошая площадка.
Второе по значимости событие (отрицательное) – это принятие 83 ФЗ (о т.н. «коммерциализации» бюджетной сферы). Этот закон, который, скорее всего, приведет к разгрому сферы общественных услуг формально не касается труда, но он предполагает «подушевое» финансирование бюджетных учреждений, что скажется на положении наемных работников в сферах образования, культуры и здравоохранения, тем более, что деньгами будут свободно распоряжаться руководство учреждений.
Третье и четвертое события касаются законодательства.
С одной стороны - разгром 374-ой статьи Трудового кодекса, которую Конституционный Суд счел дискриминационной по отношению к работодателю, хотя она всего лишь была призвана защитить неосвобожденных профсоюзных лидеров от необоснованного увольнения. По новому положению закона, теперь можно уволить лидеров профсоюза за якобы дисциплинарное нарушение без согласования высшего профсоюзного руководства. С другой стороны и почти одновременно (это событие положительное), Госдума ратифицировала 135-ую конвенцию МОТ (Международной организации труда / ИКД). Если первое событие – негативное – это результат усилий председателя Конституционного суда Валерия Зорькина, то второе событие – положительное – результат работы реальных профсоюзов.
«Наконец, в качестве пятого события я бы упомянул инициативу Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), который решил попытаться вернуть Россию в Средневековье с 60-часовой рабочей неделей и пр. Это был явный вызов обществу, но, к счастью атака олигархов захлебнулась. Так что в итоге у нас что получается? Два минуса, два плюса и один нуль. Неплохой итог для такого тяжелого времени» - завершил свой обзор Олег Шеин.
Олег Васильевич Шеин:
Депутат Государственной Думы пятого созыва, заместитель руководителя фракции "Справедливая Россия" в Госдуме РФ, секретарь Центрального совета партии "Справедливая Россия", лидер регионального отделения партии в Астраханской области, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике (фракция «Справедливая Россия»), сопредседатель профсоюза «Защита труда».
|