|
|
|
Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко на прошлой неделе сообщил, что в новом учебном году из-за недобора учеников будут закрыты 733 школы, из них в Центральном федеральном округе - 474. В сельской местности закроются 252 школы. «Причины вы понимаете: нет детей», — сказал Онищенко.
За последние 6 лет в стране стало примерно на 10 000 школ меньше. Судя по статистике, в основном это происходило за счет закрытия сельских школ. За последние 15 лет – на 20 000.
«700 школ — величина не маленькая, но, учитывая, что мы порядка 20 000 школ потеряли за последние 15 лет, количество примерно такими темпами и убывает», — рассказывает сопредседатель профсоюза «Учитель» Андрей Демидов.
Он назвал слова Онищенко о нехватке учеников лукавством. «Очень много закрывают сельских школ. Но для них существует понятие “малокомплектность”, поскольку там детей изначально мало. В итоге укрупнение школ вызывает массу проблем. Детей начинают на автобусах возить в другие деревни. Здесь есть негативные проблемы как для самих сел, которые в лице школы лишаются последнего очага культуры, поскольку клубы и библиотеки там закрыли еще раньше, так и для уровня образования. Качество образования страдает, потому-что дети вынуждены ездить в другое село или город. В итоге внеклассная деятельность для этих детей становится недоступной. То, что школы не набрали детей, скорее демагогия», — уверен Демидов.
Андрей Демидов напомнил, что в новом законе «Об образовании», который вступает в силу уже 1 сентября, отсутствует необходимость согласия сельского схода на закрытие образовательного учреждения, что было предусмотрено в прежней версии. «Так что стало еще легче закрывать школы, мнение жителей не нужно», — говорит Демидов.
«Закрытие школы приводит к тому, что поселок умирает», – заключает Демидов
При этом, увеличение количества первоклассников наблюдается еще с 2007 года. В том году в школу пошли 1,4 млн детей – на 33 000 больше, чем в 2010-м. Это отметил занимавший тогда пост министра образования Андрей Фурсенко. А в 2011 году тенденцию подтвердил тогдашний замглавы Минобрнауки Максим Дулинов.
Насколько при закрытии школ это веская причина — недобор детей? Член «Учителя» Леонид Перлов заявил, что считает это попыткой свалить на несознательное население собственный провал в образовательной политике. «Точнее, замаскировать практику сокращения финансирования школ якобы демографической ситуацией. При этом сначала вводится нормативно-подушевое финансирование. Потом государство само устанавливает норму, и оказывается, что тысяча школ в нее не вписываются — и сельских, и городских, - рассказывает Перлов. - А дальше следите за руками. Демография, оказывается, виновата. В результате в Москве — это слияние и укрупнение школ. В сельской местности — просто ликвидация».
По мнению замдиректора лицея «Вторая школа» Александра Ковальджи, закрытие школ связано с экономией средств. «Это та же самая история, что и с объединением школ. Главное – только экономика, а что детям придется ездить далеко – это никого не волнует, – говорит Ковальджи. - Мы живем в период воинствующего экономизма».
«У меня такое ощущение, что сокращение школ это самодовлеющий бюрократический абсурд», – рассуждает Демидов: закрытие школ связано с тем, что чиновникам надо как-то отчитываться об оптимизации сети образовательных учреждений. Даже если в школе мало детей, кроме закрытия есть и другие способы решения проблемы, считает специалист. Например, один учитель может проводить уроки в нескольких таких школах – подобный эксперимент даже ставился во Владимирской области.
Серьезной угрозой для сельских школ, по его словам, являются новые санитарные нормы и требования Роспотребнадзора: «Директора школ мне говорят, что они очень жесткие. А в сельских школах часто туалеты на улице, что, понятно, таким требованиям не соответствует». Туалет на улице – еще не повод лишать поселок «последнего очага культуры после того, как закрыли библиотеку и клуб», говорит он и добавляет, что, по его мнению, количество закрытых школ на самом деле окажется больше анонсированных 733.
Благодаря объединению школ удалось добиться увеличения зарплат учителям. «Но вырастают зарплаты не сами по себе, а потому, что в процессе укрупнения часть учителей сокращается. То есть раньше у каждого учителя было по 18 часов в неделю, допустим, а теперь за счет большего количества классов у руководства есть возможность для маневрирования — часть учителей сокращают, а другим увеличивают нагрузку. Это делается в добровольно-принудительном порядке: если ты не согласишься взять дополнительную нагрузку, то тебя уволят, а нагрузку отдадут другому. Так что зарплата растет, но это происходит за счет переработок, а не за счет того, что выросла стоимость одного часа», — объясняет Демидов. По его словам, сейчас перед Министерством образования и науки стоит задача сократить количество учителей на 20—30%, поскольку, по мнению ведомства, в России приходится слишком мало детей на одного учителя.
Ранее глава столичного департамента образования Исаак Калина сообщал, что в Москве почти 30 школ не смогли набрать первоклассников. В прошлом году таких образовательных учреждений было около сотни. В Москве родители могут записать своего ребенка в любую понравившуюся школу. Поэтому, по словам Калины, те СОШ, в которых не будет первоклассников, присоединяют к востребованным школам или меняют в них руководство.
«Что касается Москвы, где школы не могли набрать в последние годы первоклассников, то здесь зачастую выявляется неблагоприятное расположение учебных заведений. Скажем, есть замкнутый микрорайон, где детей по нормам департамента образования недостаточно. При этом если школы закрывают, то выезжать в другой район этим детям тоже затруднительно. К примеру, есть Молжаниновский район, фактически сельский район по дороге в Шереметьево на Ленинградке. Там несколько лет подряд не выделяли деньги на ремонт школы, в результате сообщили, что школу закроют из-за нарушения санитарных норм. Детям предложено ездить в Москву, а теперь представьте, что такое в час пик передвигаться по Ленинградскому шоссе», — говорит Демидов.
Всего в этом году 44 000 школ по всей России примут 13 млн учеников. Первоклассников ожидается более 1,5 млн.
|