|
|
|
Активист МПРА Роман Косенков принял участие в Международном форуме профсоюзов General Motors по обмену информацией, проходившем 27-30 апреля в историческом для американского рабочего движения городе - Детройте.
Информация из России – невеселая: «Джи Эм» в Питере сворачивает производство. Однако подобные встречи позволяют сделать выводы о политике мировых автоконцернов и оценить задачи, стоящие перед профсоюзами в разных странах мира.
Роман, ты уже во второй раз участвуешь в форуме профсоюзов «Джи Эм». Как изменилась его повестка с 2012 года?
В этом году в центре внимания – Мексика. Обсуждению этого вопроса было посвящено примерно 70 процентов времени. «Джи Эм» строит там два новых завода вдобавок к тому, что уже действует. Американцы и канадцы этим обеспокоены, потому что это угрожает их рабочим местам. В Мексике более низкие зарплаты, но главная проблема – это мексиканская мафия и коррупция, угрожающие профсоюзам. Часто активистов просто убивают (например, в ноябре прошлого года в стране вспыхнули массовые протесты в ответ на убийство 43-х участников студенческого движения – ред.).
«Джи Эм» вливает в Мексику много денег. При этом американские и канадские профсоюзы слышат от руководства одни цифры, а реально видят другие. Это типично для «Дженерал Моторс». Его топ-менеджмент любит темнить и лить воду. Например, корейцы спрашивают, что будет с их заводом, когда будет запущена новая модель? Бразильцы хотят знать, какой объем инвестиций получит их завод в условиях кризиса. Конкретного ответа никто не получает. Поэтому новому президенту GM Мэри Обаре и другим руководителям пришлось выслушать много критики.
Как в целом идут дела у компании? Заводы закрывают только в России или эта проблема есть и в других странах?
Что тут сказать? Хреново идут. Банкротство 2009-го года их так, похоже, ничему и не научило. Кстати, без помощи профсоюза United Auto Workers, который согласился затянуть пояса ради спасения концерна, компания тогда просто не выжила бы.
В 2017 году должен закрыться завод GM в Австралии. Уже сейчас между компанией, профсоюзом и правительством есть договоренность о профессиональном переобучении работников за счет работодателя. Это то, чего мы безуспешно требуем от руководства «Джи Эм» в Петербурге. Вообще, двойные стандарты очень заметны. На этой встрече некоторые профсоюзники, в том числе вице-президент UAW Гэри, поднимали вопрос об агрессивном отношении «Джи Эм» к работникам в России. Он был на нашем заводе в 2011 году, и был поражен негостеприимством, с которым встретили профсоюзную делегацию.
Почему, по твоему мнению, к россиянам так относятся? Кто-то, наверное, скажет, что причины – политические…
Нет, причины чисто экономические. Цель любой компании – зарабатывание денег. «Джи Эм» уходит из России не из-за политических соображений, а потому что рынок изменился. А относятся к нам так, потому что на «Джи Эм» в России не было сильного профсоюза. Мне очень понравилась позиция профсоюзника из Англии. Когда я сказал, что работодатель не хочет вести с нами переговоры, он ответил, что с ними он их тоже вести не хочет, но это не важно. В Британии сейчас профсоюзное движение переживает подъем, происходит большой рост численности. Поэтому боссы будут вынуждены идти на уступки, хотят они этого или нет.
К сожалению, рабочие в России пока не умеют разговаривать с начальством с позиций силы. Кроме меня на форум из России была приглашена председатель профкома профсоюза «Роспрофмаш». Когда она выступала, рассказывая, как шикарно у нас на заводе кормили в столовой, и как ее мама–повар нахваливала эту стряпню, некоторые участники форума просто прыскали от смеха…
А как Детройт? У нас многие представляют себе его городом-призраком и считают, что все это – из-за чрезмерных требований профсоюзов. Так ли это?
Хоть все и говорят, что город умирает, на самом деле это уже давно не так. Основная отрасль экономики Детройта - по-прежнему автопроизводство. Там есть заводы «Форд», «Джи Эм». Конечно, есть пустынные районы, где страшновато ходить. Они чем-то похожи на наше Купчино. Там видно много заброшенных зданий и, говорят, даже стреляют иногда.
Но город отстраивается. Я заметил перемены по сравнению с 2012 годом. Раньше из Детройта уезжали, а теперь, как сами детройтцы говорят, смелая молодежь едет к ним. Это связано, прежде всего, с развитием образования. Университетский район - очень современный и оживленный. Так что город развивается, но при этом не забывает своей истории. Мы были, например, в Архиве рабочего движения, в музее Уолтера Рутера (Walter P. Reuther) – одного из основателей профсоюза UAW, видели мемориал в честь профсоюзов. Этот город всегда был центром рабочего движения в США и остается им сегодня.
|