|
|
|
Бутафория в виде профсоюзов на частных предприятиях способна озлобить многих, особенно на фоне ухудшения социально-экономической ситуации. Власть внесла очередной взнос в формирование социальной напряженности в стране.
А новый руководитель ФПБ Михаил Орда показал себя достойным продолжателем дела гиганта профсоюзного строительства Леонида Козика. Пускай бы ввели административную ответственность для нанимателей, которые противодействуют созданию профсоюзных “первичек” в своих организациях, – скорее наступит конец театру абсурда.
Так оценивает лидер Беларуского Конгресса демократических профсоюзов Александр Ярошук новые перлы Лукашенко, прозвучавшие 22 мая на съезде ФПБ.
Лукашенко потребовал создать профсоюзы на предприятиях всех форм собственности, не гнушаясь прямыми угрозами: «мы знаем, как на них воздействовать». Зачем государству свои профсоюзы на частных предприятиях?
У Лукашенко осталось старое советское представление о профсоюзах как об утилитарных организациях. Лет 17 тому назад, когда тогдашняя ФПБ стала показывать зубы, он не стеснялся называть профсоюзы бесполезной организацией, а профсоюзных чиновников – бездельниками. Конечно, своего отношения к этому институту он не поменял, просто стремится использовать этот архаизм в виде сегодняшней ФПБ как строительный материал для выстраивания системы власти, тотально контролирующей все сферы жизнедеятельности беларуского общества. В этой иерархии ценностей нынешнего беларуского государства ФПБ отводится важное место – контроль за работниками. Вне этого контроля, в понимании Лукашенко, не должна оставаться ни одна структура, в том числе и с частной формой собственности.
Государство воссоздает парткомы на всех предприятиях, только в виде профкомов?
Нет, конечно, нынешние профкомы – это не советские парткомы и никогда ими не станут. Надо все же иметь в виду принципиальное отличие власти КПСС от нынешней президентской власти. КПСС, при всей ее недемократичности, не только декларативно, но и во многом реально была органом коллективного руководства. Был Центральный Комитет партии, были секретари, были обкомы, райкомы, парткомы, которые подчинялись не руководителю предприятия, а райкому. У нынешней власти нет и не может быть никакой коллегиальности, все замыкается на одном человеке. И власть в этом виде настолько неестественна, что даже ее порождение – идеологи в организациях, выглядят белыми воронами, пятым колесом в телеге. От полного конфуза их спасает приставка «зам по идеологии, социальным вопросам и работе с кадрами».
Создаваемые профсоюзы и их профкомы будут выглядеть пародией на настоящие профсоюзы, а возглавившие их люди будут не более чем мальчиками или девочками на побегушках у руководителей, которые, по сути, их и назначат. Как являются таковыми сегодня тысячи функционеров ФПБ в многочисленных организациях страны.
Всерьез к этой бутафории профсоюзного строительства не следует относиться.
Меры воздействия известны – национализация и ликвидация непокорных. Иначе как расценивать эту фразу: «Мы знаем, как на них воздействовать… Я сначала с velcom забрал всех государственных служащих, их телефоны перевели на МТС. Забегали кругом. Я сказал: “Еще будете плохо себя вести в Беларуси, не будете учитывать наши реалии, не будете работать на наш народ – потеряете вообще компанию”?
Своими рассуждениями на съезде ФПБ Лукашенко решал несколько задач.
Во-первых, заигрывал с активом самой массовой общественной организации, демонстрировал свою заботу о работниках, где бы они ни трудились, в том числе в фирмах и компаниях с частной формой собственности.
Во-вторых, стремился убедить, что создаваемые там профсоюзы будут реальной силой, а не бутафорией.
В-третьих, использовал свой излюбленный конек запугивания, устрашения бизнеса, посылая ему ясный сигнал, что в Беларуси имеет шансы на функционирование только лояльный, послушный бизнес, готовый выполнять любой каприз, любое самодурство власти. В том числе и такое экзотическое, как создание по ее прихоти профсоюзов.
Орда открыто признал, что «идет скрытое противодействие созданию профсоюзов в частных организациях». Частники протестуют против профсоюзов как таковых или против вмешательства государства в свои дела?
Михаил Орда показал себя достойным продолжателем дела гиганта профсоюзного строительства Леонида Козика. Тот постоянно носился с идеей создания с помощью ресурса государственного принуждения профсоюзов в частном секторе. А тех собственников, которые не пожелают заниматься этим непотребным делом, он хотел законодательно обязать перечислять на счет ФПБ три процента из фонда заработной платы за то, что Федерация защищает интересы работников частного предприятия. Комментировать этот идиотизм нет никакого смысла.
В связи с этим понятно, что могут испытывать собственники, которых станут обязывать заниматься нелепым и бессмысленным занятием. Психологически это переносить будет куда труднее, чем, скажем, отстегивать власти поборы на ее причуды в виде строительства тех же ледовых дворцов. Там они могли видеть хоть какой-то смысл и пользу. А здесь? Многим не хватит запаса матерных слов и выражений в великом и могучем, которыми они будут класть и на власть, и на ее верные приводные ремни. И совершенно заслуженно.
Что добьется Лукашенко откровенным шантажом?
Если бы кто-то даже нашептывал Лукашенко в ухо найти самый верный способ для дискредитации в глазах бизнеса и думающей части общества себя и верноподданную ФПБ, трудно было бы найти более подходящий. Лукашенко стареет, и раз за разом делает ошибки, которые я бы назвал системными. Только недавно он дискредитировал себя декретом №5 о борьбе с тунеядцами, теперь в этом же ряду новая сомнительная инициатива – создание государственных профсоюзов в частном бизнесе. Лично я с чувством говорю огромное спасибо и президенту Лукашенко, и председателю ФПБ Михаилу Орде. Они проделали для независимых профсоюзов огромной важности работы по дискредитации ФПБ и восстановлению против себя десятков тысяч наших сограждан.
Уверяю вас, что вся эта бутафория в виде создания новых профсоюзов абсолютно ничего не принесет ее авторам, но способна озлобить многих, особенно на фоне ухудшения социально-экономической ситуации. Свой очередной взнос в формирование социальной напряженности в стране власть сделала сегодня.
Михаил Орда предложил ввести административную ответственность для нанимателей, которые противодействуют созданию профсоюзных “первичек” в своих организациях. Введут?
Лучше было бы, чтобы ввели. Коль система уже созрела, чтобы пойти вразнос, так пусть не останавливается, не тормозит. В этом случае укрепятся шансы на то, что скорее наступит конец театру абсурда, который нам всем «посчастливилось» лицезреть на протяжении уже более 20 лет.
|