АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Миграция населения и трудовых ресурсов является сегодня объективным процессом во всем мире. Проблемы связанные с трудовой миграцией в России крайне остры и актуальны. В разделе размещены материалы посвящённые трудовой миграции, ее регулированию, а также комментарии государственных и общественных деятелей.

подробнее

Молодежные новости

Испания: Массовые акции протеста прошли по всей стране в знак несогласия с реформой образования. Как сообщили испанские СМИ, в самой масштабной демонстрации в Мадриде приняли участие 20 000 студентов.

подробнее

Гендерные новости

Германия: Правительство страны одобрило и отправило на рассмотрение в бундестаг законопроект, целью которого является выравнивание мужских и женских зарплат.

подробнее

Прямая речь
08.02

Как на автозаводах лишаются здоровья и жизни


Александр Маричев в 2014 году бежал от войны, пришедшей в Луганск, и по распределению Федеральной службы по труду и занятости попал на УАЗ. Сейчас он судится с заводом, требуя компенсацию в 5 млн рублей за отрубленную неисправным прессом кисть. Издание Life о том, почему такие трагические истории — норма для отечественного автопрома.

Ульяновский автомобильный завод

Рабочий прессового производства УАЗа Александр Маричев подал в суд заявление на работодателя в конце 2016 года. Всё было относительно неплохо до злополучного 8 июня 2016 года. С утра бригадир дал задание, и работник закончил его даже чуть раньше, до обеда. После перерыва начальник выдал Маричеву новое задание — перейти на другой станок, выпущенный в 1950-х годах.

— Где-то за неделю до этого случая я обратился к электрикам, так как аналогичный станок (всего их 7) барахлил. Они минут 40 ковырялись с ним и вроде бы починили. Сказали, что не работало фотореле. И до этого я обращался к ремонтникам, так как станки выходили из строя. Именно на этом станке за полгода произошло около четырёх поломок. В частности, я нажимал одну кнопку вместо двух — эта защита как раз и сделана, чтобы у оператора руки были заняты и он чисто физически не мог получить травму — и станок срабатывал, — рассказывает Маричев.

Когда Маричев стал доставать обеими руками деталь, штамп самопроизвольно сработал, размозжив кисть. Позже инспекция по труду выяснила, что начальство должно было, но не обеспечило рабочего специальным пинцетом для доставания болванок.

Было несколько операций. За полгода лечения администрация завода не интересовалась рабочим. Только после просьбы Маричева начальник цеха Евгений Пресняков санкционировал разовую выплату в виде пяти тысяч рублей. В качестве пособия по больничному листу платили половину зарплаты (9 тыс. рублей). «В месяц 4 тыс. рублей уходит на аренду комнаты, на жизнь остаётся 5 тыс. руб. Питался один раз в день. Сейчас, правда, меня перевели в отдел по контролю качества, там работаю», — пояснил рабочий.

За 2016 год это уже второй (!) случай травматической ампутации конечностей на УАЗе. И если Маричев ещё надеется получить от работодателя компенсацию, то 45-летний Виталий Шорин уже ничего не получит от УАЗа, никогда. 7 октября 2016 года Шорина за руку затянуло под конвейерную ленту. Сдавленного мужчину долго не могли достать, он скончался на месте. «УАЗ выделил для похорон автобус. И в соответствии с коллективным трудовым договором родственникам Шорина перечислили 12 тысяч рублей», — рассказал ульяновский правозащитник Виктор Гусев.

В официальном ответе журналистам причиной несчастного случая с Маричевым УАЗ назвал «несоблюдение технологического процесса и недостатки в обучении безопасным приёмам труда». Виновные оштрафованы госинспекцией по труду, как и в случае с трагедией Шорина.

«АвтоВАЗ»

Схожая история на «АвтоВАЗе»: 8 сентября 2016 года 32-летнему Дмитрию Сафонкину станок отрубил руку. А всё произошло из-за того, что Сафонкин, будучи штамповщиком, вынужден был заниматься не своим делом — наладкой станков. В тот день он работал не на своём прессе: руководство предложило подработать в другом цехе, где штампуют мелкие детали, это и выше оплачивается. Однако наладчиков из-за сокращения на заводе не хватает, поэтому бригадиры принуждают операторов помогать им.

— Не хочешь помогать наладчикам — мы тебя на следующий месяц на этом месте не оставим, — рассказывает Анна Перова, активистка профсоюза «Единство», которая и сама лишилась трёх фаланг на «АвтоВАЗе».

По её словам, другой коллега Сафонкина, тоже оператор, запустил станок (1970-х годов выпуска, новые прессы имеют защитные датчики для таких случаев), полагая, что он в наладочном режиме — так он двигается медленно. В это время рука товарища была в рабочей зоне. Будь рядом наладчик, он этого бы не допустил, потому что абсолютно точно знает, какие режимы активированы у сложной аппаратуры.

— И получилось, что ползун вниз пошёл, руку Димы зажало между направляющими. Её просто размазало. Там валялись куски мяса, повсюду была кровь, а в том самом пазу застряла кость. Скорую вызвали немедленно, но сделать она ничего не могла. Ещё пришлось ждать МЧС, которые ломиками освободили руку. Представьте, что он пережил, какая боль, — продолжила Перова.

Мужчина остался инвалидом и сейчас получает соответствующую пенсию. У него двухлетняя дочка растёт, жена в декрете. Дима был единственным кормильцем семьи. В месяц он получал около 25 тыс. руб.

По словам Анны Перовой, на «АвтоВАЗе» компенсацию Сафонкину готовы дать только после суда, здесь сложилась такая практика. Причём активистка, исходя из сложившейся практики, ожидает, что здешний суд ограничится компенсацией морального вреда в районе 50 тыс. рублей.

КамАЗ

Не менее кровавым выдался год и для этого автозавода. В январе и феврале трое рабочих получили переломы костей при разных обстоятельствах, а один при работе лишился пальцев руки. Позже, в июне прошлого года, в литейном корпусе завода удар током получил электрик. Но хуже всего ноябрьское несчастье: у 18-летнего парня при уборке станка затянуло руку в механизм. Молодой человек остался жив, но конечность врачам спасти не удалось.

Официально КамАЗ возложил вину на своего сотрудника. Руководитель пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев сообщил Лайфу, что человеку, получившему инвалидность, выплатили компенсацию, но не уточнил, какую сумму.

«Группа ГАЗ»

На фоне других заводов ГАЗ ещё выглядит менее опасным.

— В 2016 году на ГАЗе было шесть травм, без травматических ампутаций и смертельных исходов. В целом у нас травматизм ежегодно снижается благодаря превентивным мероприятиям — закупке современных средств индивидуальной защиты, приборов безопасности, обучению персонала и др., — рассказали в пресс-службе компании.

Впрочем, в компании не упомянули, что один из этих случаев был довольно тяжёлым. В январе ледяная глыба продавила стеклянную крышу одного из цехов и упала на 43-летнего рабочего. Мужчина выжил, но получил сотрясение мозга, перелом лобной части черепа и скальпированную рану головы.

А как у них?

В России также работают иностранные компании, в прошлом году ни в одной из них не было зафиксировано травматических ампутаций, да и тяжёлых травм нет. В Renault и Hyundai заявили, что в прошлом году не было ни одной травмы у рабочих. В калужском Volkswagen отказались комментировать, но отметили, что тяжёлых травм не было. В профсоюзе VW сообщили, что было немного травм (переломы рук и ног), которые происходили из-за обычных падений рабочих, с производственными недочётами они не связаны.

— Транснациональные автокомпании, когда приходят в Россию, у них первое требование — безопасность, потом уже качество идёт и всё остальное. У них достаточно серьёзный учёт даже по порезу пальца, ведь это тормозит работу, несёт убытки. Сразу же начинает работать команда, решая, как устранить саму возможность порезаться, — говорит лидер Межрегионального профсоюза рабочих автопрома (МПРА) Алексей Этманов. — Допустим, из моей практики на иностранном заводе была такая ситуация, когда человек повредил голову, работая под днищем машины, — сразу же закупили каскетки с пластиковой защитой. Они на этом не экономят. Там травматизм в разы меньше. В России всё возложено на инспекцию по труду, но этот анахронизм давно пора уничтожить, — заключил Этманов. 

|
Источник: Конфедерация труда России
к началу статьи прямая речь версия для печати
добавить статью трагедии на производстве архив

Прямая речь
15.02
2017
Президент Конфедерации труда России Борис Кравченко в интервью поделился мнением о том, чего ждать и на что надеяться наемным сотрудникам в ближайшее время.
08.02
2017
Почему трагические ситуации - норма для отечественного автопрома? Публикуем историю Александра Маричева, который судится с заводом УАЗ, требуя компенсацию в 5 млн рублей за отрубленную неисправным прессом кисть.
25.01
2017
Публикуем содержательное интервью с двумя лидерами кампании за чистый воздух, которая недавно стартовала в самом крупном порту Хабаровского края.
09.06
2016
В преддверие очередной отчетно-выборной конференции Шереметьевского профсоюза летного состава, лидер ШПЛС Игорь Дельдюжов, рассказал об успехах и сложностях профсоюзной работы, а также о планах развития профсоюза.
03.06
2016
Инспектор Международной федерации транспортников в Новороссийске Ольга Ананьина рассказала о проблемах моряков в регионах Чёрного и Азовского морей и новых путях их решения.
13.05
2016
Введение «налога на тунеядство», которое обсуждается в Минтруде - не лучший способ легализации занятости, уверен член Совета КТР, бывший замминистра труда Павел Кудюкин.
12.05
2016
Российские СМИ обсуждают резонансную историю челябинской учительницы, на которую завели уголовное дело за сложные задания. Ситуацию прокомментировал сопредседатель профсоюза «Учитель» Леонид Перлов.
11.05
2016
Представители профсоюзов «Действие» и «Учитель» прокомментировали идею Минтруда России лишить учителей и врачей права на досрочную пенсию, постепенно увеличивая необходимый для выхода на отдых стаж работы.
06.05
2016
Президент КТР: «Снятие искусственных барьеров для развития профсоюзов и облегчение забастовочной процедуры сегодня не блажь неких профбоссов, а насущное требование времени в контексте нынешней экономической ситуации».
27.04
2016
Переполненность роддомов в крупных городах и их удаленность на селе приводят к увеличению количества «домашних» родов. Подробнее о ситуации рассказала сопредседатель профсоюза «Действие» Екатерина Чацкая.
19.04
2016
Председатель профсоюза работников ГУП «Московский метрополитен» Николай Гостев и зампредседателя первичной организации Службы движения Татьяны Тури рассказали о том, какие проблем вывели работников подземки на митинг.
наверх прямая речь лента новостей архив
Профсоюзы сегодня

30 января около здания Министерства образования и науки РФ на Тверской улице в Москве состоялась акция педагогов и активистов профсоюзов «Учитель» и «Университетская солидарность».

подробнее

Российские новости

14 февраля в Находке стартовала Неделя действий против удобных флагов. В первый день инспекторы ДВРО РПСМ посетили с проверкой четыре судна. Результаты оказались неоднозначными.

подробнее

Мировые новости

Германия: Воспитатели немецких дошкольных учреждений и учителя школ во вторник объявили забастовку. Участники акции протеста требуют 6-процентного увеличения зарплаты.

подробнее

СОЛИДАРНОСТЬ

Бангладеш:Глобальный союз IndustriALL и Глобальный союз UNI совместно запустили онлайн кампанию, призывающую правительство страны немедленно и безоговорочно освободить профсоюзных лидеров швейной промышленности.

подробнее

Социальное партнерство

Италия: Глобальный союз IndustriALL и энергетический гигант Eni продлили глобальное рамочное соглашение, договорившись о расширении прав 33000 работников, напрямую нанятых компанией в 65 странах мира.

подробнее

День в истории

День в истории

подробнее

Архивы:

Cчетчики: