|
|
|
4 марта в Москве прошел Совет Федерального агентства морского и речного транспорта. По установившейся традиции на первом весеннем заседании подводились итоги работы в 2007 году, рассматривались задачи на 2008 год.
Министр транспорта РФ Игорь Левитин счел 2007 год знаковым для морского и внутреннего водного транспорта: был принят базовый для отрасли закон о морских портах, и «медленно, но раскручивается механизм Российского международного реестра судов». По словам министра, за прошлый год он пополнился судами общим дедвейтом 400 тысяч тонн, и на 1 января 2008 года реестр включает 197 судов. Министр слукавил: возврат судов под отечественный происходит очень медленно – сегодня по-прежнему порядка 90% российского тоннажа имеют иностранные флаги, в основной массе российские судовладельцы по-прежнему предпочитают флаги Либерии, Мальты, Кипра, Камбоджи, Белиза и Грузии. При существующей ситуации в стране Россия вряд ли возглавит этот список в обозримом будущем.
Из негативных моментов ушедшего 2007 года министр отметил трагедию в Керченском проливе, случившуюся 11 ноября. Этот день моряки и судовладельцы, страховщики и журналисты окрестили «черным воскресеньем». И. Левитин призвал участников принять необходимые меры, чтобы подобное не повторилось. Однако крушения судов случались и раньше. Только вот федеральные органы государственной власти не принимали никаких действенных мер по установлению истинных причин произошедшего. Хотя Российский профсоюз моряков неоднократно пытался обратить внимание органов прокуратуры на необходимость тщательного и всестороннего выявления причин подобных трагедий, и мало того, предлагал принять конкретные меры, чтобы таких трагедий в море можно было избежать. Они просты, сложность лишь в обеспечении жесткого контроля за их исполнением. Всего-то и надо следить за техническим состоянием судов, выходящих в море, и чтобы экипажи были укомплектованы настоящими квалифицированными моряками.
Но, как показывает практика, чем проще решение проблемы, тем сложнее ее решить. Этот постулат можно отнести и к вопросу о подготовке этих самых квалифицированных морских кадров. Как отметил министр, ему удалось за год посетить почти все учебные заведения, и, по его мнению, подготовка моряков – это прямая забота судовладельцев:
«не только федеральный бюджет должен нести нагрузку по подготовке специалистов, необходима система взаимной ответственности». Но этой ответственности как раз и нет: ситуацию с подготовкой квалифицированных морских кадров усугубляет дефицит преподавательского состава, а дефицит этот объясняется просто. Государственная зарплата у профессорско-преподавательского состава оставляет желать лучшего. Ее смехотворный уровень не позволяет опытному морскому волку поменять палубу на учебный класс.
В общем, Совет прошел, его участники (РПСМ был представлен в лице заместителя председателя Николая Ивановича Еременко) получили очередные советы: «принять меры», «пресечь», «необходимо достигнуть». Но, быть может, уже пора от рекомендаций переходить к конкретным делам?
|