|
|
|
На вопросы СД Вперед ответил заместитель председателя Российского профсоюза локомотивных бригад железнодорожников (РПЛБЖ) Дмитрий Русинович-Русак.
- РПЛБЖ – профсоюз, который давно существует, давно ведет борьбу за права своих членов и всех железнодорожников. Только в течение последнего года РПЛБЖ пережил немало событий, самое известное из которых, конечно – это забастовка в нескольких депо Московской железной дороги в конце апреля 2008 года. В какой ситуации профсоюз и его члены находятся сейчас, в январе 2009 года?
- Ситуация не очень хорошая; со стороны ОАО «РЖД» оказывается сильнейшее давление на членов профсоюза, под любыми предлогами и любыми способами: депремирование, угроза увольнением, особенно в нынешней кризисной ситуации. Всячески стараются вынудить людей выйти из рядов профсоюза. В ряде случаев не гнушаются подкупом. Не в том смысле, что деньгами подкупают, а повышением по служебной лестнице, переводя на более комфортабельные, современные локомотивы, электропоезда, направляя на курсы повышения квалификации (раньше для всех членов нашего профсоюза эта возможность была закрыта).
Также прибегают к угрозе закрытия целых предприятий, в рамках ОАО «РЖД». Говорят: или здесь не будет больше профсоюзной организации, или мы все предприятие закроем. Так что ситуация не очень благоприятная, идет массированное давление во всех регионах и на всех железных дорогах. Но профсоюз существует, борется, более того, приходят новые члены, появляются новые организации. Пока они не очень большие, но мы надеемся, что они разрастутся. Работники ОАО «РЖД», и не только работники ОАО «РЖД», но все работающие на железнодорожном транспорте, понимают, что в нынешней ситуации заступиться за их права, кроме нашего профсоюза, некому. Государство, как таковое, отошло в сторону, отдав все на откуп руководителям предприятий. Реальной помощи со стороны государственных органов, таких как инспекция по труду и прокуратура, на данный момент, нет. То есть остается только одно – профсоюз.
- Вы говорите, что широко применяются угрозы депремированием, угрозы увольнением, угрозы массовыми сокращениями, закрытием того или иного предприятия. Таким образом, нынешний кризис, в некотором смысле, помогает администрации, бороться с профсоюзом. А какие еще последствия кризис принес работникам ОАО «РЖД», и, в частности, членам РПЛБЖ?
- Ну, во-первых, я не вполне соглашусь с такой постановкой вопроса. Неверно, что кризис помогает ОАО «РЖД» оказывать давление на членов профсоюза. Трудовой кодекс предусматривает, что при сокращении штата, в том числе в кризисной ситуации, должно учитываться мнение профсоюза. И мы считаем, что в этой ситуации только наш профсоюз может дать отпор и сохранить работника на его рабочем месте, потому что мы не дадим согласия на сокращение. Мы будем настаивать на других способах, возможно, при уменьшении фонда оплаты труда, но при обязательном сохранении рабочих мест. Так что здесь идет только запугивание. К сожалению, есть такие люди, которые этому запугиванию поддаются, но их не очень много.
Что касается того, что кризис принес работникам ОАО «РЖД», то, во-первых, всех работников поголовно, опять же под угрозой депремирования или сокращения, заставляют писать заявление с просьбой предоставить отпуск за свой счет, без сохранения заработной платы. Это не зависит от того, есть работа на данном предприятии или нет работы, просто, таким образом, экономят расходы компании на оплату труда. Можно привести много таких примеров. Например, в локомотивных депо, обслуживающих пригородное движение в Москве или в Петербурге, объем перевозок не сократился, поезда реже ходить не стали. Но, тем не менее, всех работников там заставляют писать заявление об отпуске за свой счет. Помимо этого вынуждают работников подписывать соглашение об увеличении им обеденного перерыва на один час, но на деле они этот дополнительный час работают. На бумаге у вас обед два часа, а на деле один час обедаете, а второй час работаете, но вам его не оплачивают. Вот такие мероприятия проводятся сейчас в ОАО «РЖД».
Что касается сокращения штатов, то, насколько я знаю, господин Якунин обещал господину Путину, что сокращений в ОАО «РЖД» не будет, и я думаю, что он это обещание выполнит. В том смысле, что официальных сокращений, скорее всего, не будет. Людей будут увольнять в связи с выходом на пенсию, или же будет применяться такой испытанный способ, как увольнение по несоответствию занимаемой должности, то есть, грубо говоря, за два выговора. За какие-то мелкие нарушения работнику объявляются два или три выговора подряд, после чего он увольняется по соответствующей статье Трудового кодекса.
- Но ведь их можно снимать, эти выговоры, через суд, если они не правомерны?
- Да, их можно снимать через суд. Но, во-первых, наши суды, к сожалению, это все-таки не столько органы правосудия, сколько органы, имеющие право судить. Гарантии, что вы отмените выговор через суд, в общем, не более чем пятьдесят на пятьдесят. Кроме того, суд будет идти три или четыре месяца, если не больше, за это время работнику могут объявить еще два выговора и уволить, и отсуживать придется уже не снятие выговоров, а восстановление на работе.
- Конечно, результаты кризиса совсем неоднозначны. С одной стороны, в атмосфере кризиса работников подвергают давлению, запугивают, в том числе и совершенно неправомерно, сокращениями. С другой стороны, кризис увеличивает потребность наемных работников в профсоюзах. Каковы, по Вашему мнению, шансы, что РПЛБЖ сможет в этой обстановке вырасти, развиться, окрепнуть? И какие шаги для этого предпринимаются?
- Шансы оценивать, конечно, сложно. Все зависит от самих людей. Захотят ли они сами бороться, или, будут действовать, как большинство в нашей стране, которые предпочитают не связываться с работодателем, а просто уходят и меняют место работы. Мы думаем, что сейчас, в условиях кризиса, уходить будет некуда, и люди поймут, что нужно бороться за свое рабочее место. А так как в одиночку бороться не получится, им будет нужен профсоюз. Поэтому мы надеемся, что численность нашего профсоюза будет сейчас расти. Сбудутся эти надежды или нет, жизнь покажет. А что касается давления и тому подобных действий со стороны администрации РЖД, то бог им судья!
- Да, РПЛБЖ известен своей последовательной позицией по защите прав работников, и своей борьбой за соблюдение этих прав. Но РПЛБЖ в этом смысле не одинок. Есть немало товарищей по борьбе – других профсоюзных организаций, которые сталкиваются с аналогичными проблемами. Фактическая невозможность провести забастовку в рамках ныне существующего законодательства, преследования активистов, вплоть до увольнений, избиений и так далее, позиция судов – все это общие проблемы. Право на объединение для наемных работников у нас существует больше на бумаге, чем в жизни. Какие, по Вашему мнению, должны быть общие действия со стороны профсоюзного движения, со стороны рабочего движения в целом, чтобы обеспечить право объединения в реальности?
- Здесь должны быть скоординированные действия всех заинтересованных организаций и граждан, профсоюзов, но не только их, а еще и политических партий, движений, чтобы заставить государство вынудить работодателей соблюдать существующее законодательство, в том, что касается именно права на объединения, на профсоюзы.
Кроме того, было бы очень неплохо, если бы были внесены изменения в законодательные акты, усиливающие роль профсоюзов, не только в сфере трудовых прав, но и дали бы им возможность играть какую-то роль на законодательном уровне – чтобы учитывались мнения профсоюзов, хотя бы в том, что касается трудового законодательства. Если бы такие изменения были бы внесены, то роль профсоюзов бы увеличилась, и профсоюзы могли бы реально влиять на ситуацию с трудом, и на ситуацию с безработицей, которая сейчас будет, и по кризису. Профсоюзы могли бы реально проводить свои меры, а не только те меры, которые предлагают работодатели, действующие, естественно, только в интересах сохранения своих прибылей.
|