|
|
|
6 апреля, в Общественной палате, по инициативе Комиссии по региональному развитию и местному самоуправлению прошел круглый стол по вопросам трудовых конфликтов в сфере транспортного обеспечения. Участники обсудили ситуацию в ФГУП «Государственная корпорации по организации воздушного движения» и в Туапсинском морском торговом порту.
Состоялась довольно жесткая дискуссия, по итогам которой признана необходимость внести изменения в трудовое законодательство и строже следить за соблюдением законодательства, в первую очередь со стороны работодателя.
В заседании приняли участие представители Минтранса России, Росавиации, Минздравсоцразвития России, Роструда, Депутаты Госдумы РФ, представители профсоюзов и работодателей. От ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» были заявлены и приняли участие в качестве представителей работодателя: Гендиректор Горбенко В.М., Уткина Г.А. (начальник отдела), Каталиков В.В. (адвокат Межрегиона), Гриценко А.И. (зам.председателя Профсоюза авиаработников радиолокации, радионавигации и связи России, ПАРРиС), Пралич А.И. (представителя Московского центра автоматизированного управления воздушным движением, МЦ АУВД) и Кошелева Г.В. (представитель Общероссийского профсоюза авиационных работников – ОПАР - в г.Ростов).
На заседании были заслушаны позиции представителей Федерального профсоюза авиадиспетчеров России Сергея Ковалева, Юрия Батагова (из Ростова), юрисконсульта профсоюза Олега Бабича, представителей других профсоюзов авиационной сферы: ОПАР Ватулин М.А. (ОПАР) и Бойчук М.Ю. (председателя профсоюза летного состава, ПЛС).
«Социального партнерства на предприятии нет», - заявил президент Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России Сергей Ковалев. По его словам, руководство ФГУП не соблюдает коллективный договор, предполагающий регулярную индексацию заработной платы диспетчеров.
При этом нагрузка на диспетчеров очень высока, но забастовка для данной категории работников запрещена законодательно. Единственным выходом остается голодовка и организация дискуссионных площадок на рабочем месте. «Протесты приостановлены до проведения слушаний в Общественной палате», — сообщил Сергей Ковалев.
Генеральный директор предприятия Валерий Горбенко в свою очередь объяснил, что повышение оплаты было отклонено в связи с кризисом и падением доходов. Для выполнения этого требования было бы необходимо уволить три тысячи человек, но по результатам проведенного опроса 72% сотрудников высказались против сокращений. «На предприятии действуют три профсоюза, и жалобы имеются со стороны только одного из них», — сообщил Валерий Горбенко. «Социальное партнерство налажено», — заключил он в пику первому оратору.
Издевательство над работниками:
Эта позиция вызвала резкую критику заместителя председателя Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике Олега Шеина. «Это дико, что вы не выполняете коллективный договор после его заключения, — заявил он. — Вы не возмущаетесь, например, высокой ценой топлива. Почему вы считаете себя вправе так поступать с работниками». Депутат также задал вопрос о прибыли предприятия — как оказалось, в 2009 году она составила 1600 миллионов рублей.
Пункт в коллективном договоре, предполагающий возможность изменения его работодателем в одностороннем порядке Олегом Шеиным был оценен как «издевательство».
Член Общественной палаты Владислав Гриб предложил взять на контроль данную ситуацию, особенно в части предельно допустимых нагрузок на диспетчеров. «Мы умеем отличать отписки от реально проводимой работы», — отметил он. Он предложил обобщить поступившие предложения, чтобы на их основе сформировать предложения по изменению законов и подзаконных актов.
Напряженная ситуация в Туапсинском морском торговом порту:
По второму вопросу, председатель первичной профсоюзной организации докеров ОАО «Морской порт Туапсе» Эдуард Журавлев рассказал, что ситуация в порту начала набирать обороты с 2003 года.
Недостаточная компенсация инфляции привела к забастовке в 2007 году, которая впоследствии была признанной незаконной. Суды не признавали право докеров на остановку работы — зачастую под надуманными предлогами.
Хотя ситуацию исправили недавние повышения заработной платы, составившие в общей сложности более 25% (при требовании работников об увеличении доходов на 20%), положение остается достаточно напряженным.
Необходимо изменить трудовой Кодекс:
В завершение слушаний Олег Шеин подчеркнул необходимость изменения законодательства, в частности упрощения процедуры забастовки. «Там, где забастовки запрещены, он все равно происходят — например, такой была ситуация в Советском Союзе», — считает он.
Кроме того, необходимо ввести норму многократного продления коллективного договора, наделить все профсоюзы — независимо от численности — правом вести переговоры о его содержании – сообщает пресс-служба Общественной палаты.
Члены Общественной палаты РФ предложили представителям работников сформировать весь пакет нарушений работодателем для подготовки рекомендаций и предложений в Правительство РФ и подготовки законопроектов в ГД РФ.
«Ведущий заседания С.А. Вострецов предложил сторонам сесть за стол переговоров и подписать единый КД ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», с целью избежания возможных акций протеста работников. Но Гендиректор ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Горбенко В.М. не принял данное предложение» - отметил С. Ковалев.
Более подробные рекомендации Общественной палаты РФ будут подготовлены и направлены в соответствующие адреса (Правительство РФ, Минтранс России и т.д.) на следующей неделе.
Напомним, что акция протеста авиадиспетчеров, охватившая в марте этого года 8 регионов России, была приостановлена 1 апреля с тем, чтобы дать работодателю и государству возможность урегулировать конфликтную ситуацию с профсоюзом.
В тоже время, в решении прошедшей 30 марта профсоюзной конференции ФПАД записано, что с 7 апреля авиационные диспетчеры оставляют за собой право возобновить протесты, перейдя к голодовке и иным формам, включая массовую подачу судебных исков.
|