|
|
|
Акция протеста российских авиадиспетчеров, которая началась 9 апреля, разрастается. Работники выразили недоверие генеральному директору Валерию Горбенко и потребовали заключения общего коллективного договора.
Дежурным по апрелю в Госкорпорации ОрВД назначили помощника Горбенко по связям с общественностью Андрея Прянишникова, он почти в одиночку "отстреливается" от любопытных корреспондентов.
Ответы стандартны: "Нет забастовки, голодовки, и прочее. Протестующие внятных требований не выдвигают, идут на поводу у профсоюзных лидеров. Собираются пять — семь человек на квартире, ставят бутылку с минеральной водой и обзванивают прессу, а потом расходятся по домам".
На сайте госкорпорации сообщается, что работа авиадиспетчеров осуществляется в нормальном режиме. Серьезный, можно сказать, трагический вопрос - а тут победные, бодрые голоса. Рупор госкорпорации сообщает, что средняя зарплата у наших авиадиспетчеров в 2009 году достигла 71 556 рублей. Многие могут позавидовать, только почему-то не выстраивается очереди на эти должности.
Во время пикета 30 марта около здания Росавиации Прянишников подошел к группе протестантов. Авиадиспетчер из Оренбурга, Сергей Кузовлев, у всех на виду, опроверг зарплатные данные, которыми снабжает прессу корпорация, показал помощнику директора свой расчетный лист.
Он, специалист высшего класса, с 4 уровнем знания английского языка, с 15-процентной добавкой по районному коэффициенту, получает всего около 40 000 рублей. Это ведь не средняя температура в больнице, а высший предел - у остальных, значит, ещё меньше. Прянишников повертел листочек в руках, только и всего.
Сведения о мифических 71 авиадиспетчерских тысячах продолжают распространяться и сейчас. Около 2 000 авиадиспетчеров подало индивидуальные иски к госкорпорации в суд в связи с низкими зарплатами и порядками на предприятии.
Акция протеста набирает силы. Пока все нормально, аэропорты не закрываются, но истощение в организме работников будет накапливаться. Перед сменой они проходят обязательный медосмотр, через некоторое время их будут отстранять от работы по состоянию здоровья.
Профсоюзные лидеры не исключают, что воздушное движение может быть остановлено, но к такому исходу они не стремятся. Люди требуют, чтобы власть заметила беззаконие, которое творится на их предприятии - оно, кстати, является не частной лавочкой, а государственной фирмой, - требуют переговоров с работодателем.
Пока же со стороны руководства компании нет и намека на создание согласительных комиссий или другого примирительного общественного органа. В этой команде по-прежнему убеждены, что подневольный народ не имеет права на свою защиту.
Если события будут развиваться по худшему сценарию, то кто-то должен будет отвечать за дезинформацию о ситуации в службе аэронавигации, распространяемую компанией. Может быть, этим человеком станет помощник генерального директора Прянишников. Должность у него, очевидно, такая — изображать крайнего, за это он получает деньги.
Он навязывает всему миру свою причудливую причину протеста, она, мол, состоит не в социальных проблемах, а в том, что «дискредитировшие себя профсоюзные лидеры попытались спровоцировать акции протеста в филиале предприятия «Аэронавигация Юга» в Ростове и других городах, прибегая к социальной демагогии и популизму, многочисленным фальсификациям, в том числе и ряде СМИ».
Явление, которое у нас именуется чувством коллективизма, для помощника кажется постыдным, он его назвал «стадным чувством солидарности». Легко, оказывается, можно развести наших работников, которых привыкли у нас величать пассивной массой, всего несколько человек могут вскружить им головы и повести на баррикады, так и до новой революции можно докатиться.
Это заявление унижает самих диспетчеров, которые имеют высшее образование и достаточный жизненный опыт — распоряжением руководства корпорации их, очевидно, зачислили в разряд недееспособных, отказали в праве самостоятельно ориентироваться в событиях, уметь считать в своих кошельках деньги, не чувствовать, что к ним по-скотски относится начальство.
Сейчас протестующие осознанно ограничивают себя в пище, но нет никакого диетического центра, штаба, который руководил бы этой акцией. Каждый решает сам, как повести себя в этой ситуации. На последней конференции профсоюза выступающие заявляли, что работать при таком глумлении над их трудовыми правам просто невозможно.
Сам президент Федерального профсоюза авиадиспетчеров Сергей Ковалев, которого Прянишников тоже пригвоздил к позорному столбу, — мол, он потерял в коллективе авторитет, теперь решил восстановить его с помощью крупной акции протеста, — сказал: «Как быть, решать вам и не здесь, а с людьми и на местах». Первым решил Ростов, потом пошли другие.
После того как Прянишников нашел виноватых в акции протеста, он стал пугать протестующих. Такие действия, мол, могут привести к тому, что будет пересмотрен статус предприятия. «В этом случае будет проведена аттестация рабочих мест, вредности производства и так далее. И от солидного социального пакета и от высоких зарплат работники предприятия будут освобождены».
К подобным заявлениям правительство просто обязано прислушаться: что это за призывы к счетной палате, льготы незаконные или деньги текут не в том направлении?
Гневные высказывания против профсоюза господина Прянишникова - это просто неловкая попытка свалить все с больной головы на здоровую. Не сможет помощник с помощью таких помоев защитить своих хозяев. Акция протеста авиадиспетчеров продолжается, и нужно не раздувать костер неприязни друг к другу, а делать попытку помириться с людьми, начать переговоры, искать точки соприкосновения.
Альберт Сперанский, председатель общероссийской общественной организации «Рабочие инициативы»
|