|
|
|
Профсоюз работников "Ниссан" в Санкт-Петербурге скоро отметит год с момента своего создания. За это время организация выросла численно и научилась добиваться пусть не глобальных, но вполне ощутимых успехов. В первичку Межрегионального Профсоюза Работников Автопрома (МПРА) постоянно приходят новые люди. Несмотря на сопутствующие любому новому начинанию болезни роста, постепенно оформилась сплоченная команда активистов.
На состоявшейся 19 декабря конференции избран новый, расширенный состав профсоюзного комитета. Председателем профсоюза стал рабочий цеха сборки Евгений Павловский. В конструктивном русле развивается и диалог с работодателем, благодаря чему удается решать многие проблемы работников.Так, в начале января путем переговоров был восстановлен на работе неправомерно уволенный член профсоюза из цеха окраски. По мнению профкома, это важный прецедент, показывающий, что своевременное обращение работника за помощью в профсоюз может переломить даже, казалось бы, безнадежную ситуацию. Благодаря действиям профкома в большинстве случаев удается предотвращать наложение несправедливых дисциплинарных взысканий и оперативно устранять нарушения техники безопасности в тех цехах, где есть активисты МПРА.
Даешь правовую грамотность!
Одной из важных задач профсоюзной организации является повышение правовой грамотности и самоуважения работников. При поддержке МПРА и общественной организации "Петербургская Эгида" организуются регулярные семинары и тренинги для рабочих, чтобы научить их самостоятельно отстаивать свои права. Один из них, состоявшийся в декабре, был посвящен тому, как защититься от необоснованных выговоров и увольнений.
Равная оплата за равный труд
Однако главной своей функцией профсоюз видит не урегулирование частных проблем отдельных работников, но, в первую очередь, решение принципиальных вопросов, касающихся большинства ниссановцев. Например, профсоюз настаивает на том, что все работающие на "Ниссане" должны получать равную оплату за равный труд. К сожалению, на практике имеет место ситуация, когда сотрудники, трудоустроенные до 1 января 2010 года получают прибавку к зарплате около 2 000 руб., а те, кто пришел на предприятие позже (пускай даже на неделю) - всего около 300 руб. Разумеется, уровень квалификации работников должен учитываться, но не пора ли установить более четкие критерии ее оценки, чем дата трудоустройства?
Премии
Среди стратегических целей профсоюзной организации минимизация доли премиальных в реальном заработке рабочих, т.к. начисление премий зачастую зависит от субъективных мотивов начальников и фактически является инструментом манипуляции в их руках. Позиция МПРА состоит в том, что рост уровня жизни рабочих должен происходить за счет увеличения их оклада, а не посредством премирования.
Проблемы "заемных" работников
Не устраивает профсоюз и уязвимое положение, в котором находятся работники, нанятые через кадровое агентство "Мэнпауэр". Выполняя одинаковую со штатными сотрудниками работу, они получают меньшую зарплату и представляют на заводе как бы особую, ущемленную касту. К тому же "Мэнпауэр" фактически не признает за своими сотрудниками право состоять в профсоюзе "Ниссан", что может создать конфликтную ситуацию на производстве. Профсоюз считает, что решить проблемы мэнпауэровцев можно лишь четко прописав основания и сроки их перевода в штат предприятия, который сейчас фактически зависит от произвола их непосредственного начальства. Работники "Мэнпауэр" должны пользоваться преимущественным правом попадания в штат при наборе новых сотрудников.
Улучшение условий труда
Особое внимание профсоюз уделяет охране здоровья рабочих и улучшению условий их труда. С ноября месяца среди работников <<Ниссан>> проводится анкетирование с целью выяснить наиболее острые и распространенные проблемы. В настоящий момент опрос близок к завершению - собрано несколько сот анкет, идет обработка полученных результатов. В профсоюзе рассчитывают, что итоги проведенного исследования станут веским аргументом в диалоге с администрацией.
Вступай в профсоюз!
Несмотря на очевидный прогресс, главной проблемой профорганизации на "Ниссане" по-прежнему является дефицит кадров, особенно заметный, например, в цехе сборки смены "Б". Решать большие проблемы может лишь многочисленный профсоюз. Активное меньшинство сильно лишь тогда, когда за ним стоит большинство коллектива. Сегодня до многих важных вопросов у профсоюзников попросту не доходят руки. Многое приходится откладывать в долгий ящик, поскольку, трезво оценивая свои возможности, профсоюз ставит себе только те задачи, которые способен решить. Поэтому одной из главных задач МПРА на "Ниссане" является создание действующей системы цеховых комитетов, способных оперативно реагировать на возникающие проблемы.
|