|
|
|
Ни для кого не является открытием, что сегодняшнее состояние профсоюзного движения не позволяет адекватно реагировать на ухудшающуюся ситуацию в сфере социально-трудовых отношений. Это становится очевидным на фоне заработных плат, выплачиваемых наёмным работникам, на фоне законотворческой деятельности по сокращению социальных гарантий, на фоне возникающих инициатив работодателей окончательно лишить прав своих работников.
Отдельные профорганизации отчаянно сопротивляются, но профсоюзный монстр под названием ФНПР всего лишь вяло рефлексирует на происходящие события, произнося традиционные мантры о социальном партнёрстве. Монопольное положение ФНПР, закреплённое Трудовым Кодексом, да и законом о профсоюзах тормозит развитие иных профсоюзов. По сути, всё профсоюзное движение пытаются сделать заложником позиции ФНПР. В реальных условиях это сделать не возможно. Яркие лидеры были и будут всегда и если узкие рамки ФНПР не дают им возможности эффективно защищать свои права и права своих коллег по работе, то охомутать их уздечкой подчинённости ФНПР не удастся. Всегда есть альтернатива.
Лидер Союза профсоюзов России Анатолий Иванов убеждён, что человечество ещё не придумало более эффективного инструмента по защите социально-трудовых прав работников, чем профсоюз. Но иногда случается так, что этот инструмент порождает ржа. У людей труда всегда должна быть возможность, для своей защиты воспользоваться более эффективным, новым инструментом. Поэтому права на объединение в профсоюзы и представительство их в социально-трудовых конфликтах должны быть предусмотрены законодательством и никакие ограничения, основанные на численности или виде экономической деятельности не должны препятствовать их осуществлению.
ДОКЛАД
Депутата Государственной Думы РФ Анатолия Семёновича Иванова
на пленарном заседании ГД РФ 25 января 2011 года по проекту
Федерального закона "О внесении изменений в статьи 37 и 50 Трудового кодекса Российской Федерации"
Уважаемые коллеги,
Данный законопроект направлен на создание условий для деятельности первичных профсоюзных организаций независимых профсоюзов. Прежде чем говорить о сущности законопроекта, кратко расскажу о состоянии профсоюзного движения в России.
В настоящее время в России существует федерация так называемых независимых профсоюзов России, то есть ФНПР, во главе со Шмаковым, а также несколько различного уровня профсоюзов и их объединений, созданных в постсоветские годы, которые, в отличие от профсоюзов ФНПР, создавались самими работниками, а следовательно, являются по-настоящему независимыми. Примером таких профсоюзов является профсоюзная организация завода "Форд". Независимость этих профсоюзов обеспечивается отсутствием в их составе лиц, осуществляющих права и обязанности работодателя, то есть административных работников организации. Именно такие профсоюзы существуют в развитых странах мира, о массовых акциях протеста которых мы часто узнаём из средств массовой информации. Именно такие профсоюзы необходимы России.
К сожалению, условия для деятельности независимых профсоюзов в России отсутствуют, поэтому на предприятиях работники, как правило, по инерции, а часто по понуждению со стороны работодателя состоят в профсоюзах ФНПР. Однако на некоторых предприятиях работникам, несмотря на серьёзное противодействие работодателей, всё же удаётся создать независимые профсоюзы. Данный законопроект и направлен на создание условий для деятельности именно таких профсоюзов.
Основной формой деятельности профсоюзов является заключение с работодателем коллективного договора, регулирующего социально-трудовые отношения в организации, поэтому каждая первичная профсоюзная организация стремится к его заключению. Начинается же этот процесс переговорами сторон трудовых отношений, то есть представителей работников и работодателей.
Как я уже говорил, на некоторых предприятиях действует несколько первичных профсоюзных организаций, как правило, две: первичная профсоюзная организация ФНПР, в которой состоит более половины работников организации, и первичная профсоюзная организация одного из независимых профсоюзов, в которой состоит небольшое количество работников. В соответствии со статьёй 37 Трудового кодекса первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, имеет право инициировать ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников организации. При этом в случае существования в организации иных первичных профсоюзных организаций первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников, одновременно с направлением работодателю предложения о начале переговоров обязана известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если же в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своём решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия.
К сожалению, как показала правоприменительная практика, первичные профсоюзные организации, объединяющие более половины работников организации и относящиеся, как правило, к ФНПР, обязанность по извещению иных профсоюзных организаций не выполняют, то есть коллективные переговоры они начинают без извещения иных первичных профсоюзных организаций. Иногда же таким извещением считают размещение информации о переговорах в средствах массовой информации, но, как правило, это делают после завершения переговоров и, таким образом, не дают возможности независимым профсоюзам участвовать в заключении коллективного договора.
В связи с этим данным законопроектом предусматривается, что извещение о начале переговоров должно быть в письменной форме и оно должно быть направлено каждой иной первичной профсоюзной организации по месту её нахождения и способом, обеспечивающим фиксированное вручение его адресату. Такой порядок мною взят из Гражданского процессуального кодекса и называется надлежащим извещением.
Кроме того, в законопроекте предусматривается, что при неисполнении правовой нормы об извещении первичных профсоюзных организаций о начале коллективных переговоров заключённый коллективный договор является недействительным. Такое предложение основано на том, что исключение из переговорного процесса представителей части работников организации является существенным нарушением порядка заключения коллективного договора, а также на том, что это будет форма ответственности перед трудовым коллективом руководителей первичных профсоюзных организаций, нарушивших порядок заключения коллективного договора. Уверен, что при наличии такой правовой нормы эти руководители порядок заключения коллективного договора будут соблюдать.
К сожалению, правительство данный законопроект не поддерживает. В связи с этим не поддержал его и Комитет по труду и социальной политике. Причиной отсутствия поддержки законопроекта правительством, как мне представляется, является недооценка руководителями России роли профсоюзов в обществе, которые помимо выполнения функции защиты прав и интересов работников и тем самым смягчения социально-трудовых отношений выполняют другие, не менее важные функции в общественных отношениях. Во-первых, профсоюзы оказывают существенное влияние на экономическое развитие общества, понуждая работодателей к совершенствованию управления производством и повышению его эффективности. Во-вторых, профсоюзы являются основной ячейкой структуры гражданского общества, которое и начинает формироваться по мере создания профсоюзов — но только по мере создания профсоюзов самими работниками, то есть независимых профсоюзов. Как известно, профсоюзы, входящие в ФНПР, созданы не снизу, а сверху, и в них вместе с работниками состоят лица, осуществляющие права и обязанности работодателя, поэтому независимыми они не являются. Таким образом, без наличия в России независимых профсоюзов не может быть её нормального развития.
Недооценка же роли профсоюзов в обществе, а следовательно, отсутствие условий для деятельности независимых профсоюзов тоже объяснимы. В правительстве отсутствуют специалисты высокого уровня в сфере трудовых отношений, которые могли бы там появиться с созданием министерства труда. Кроме того, руководители страны напуганы различного цвета демократическими революциями в соседних странах, поэтому боятся неподконтрольных независимых общественных организаций. В связи с этим все независимые общественные организации, в том числе и независимые профсоюзы, считаются у них экстремистскими, а руководители этих общественных организаций или лица, выступающие с такими требованиями, как, например, "Путина в отставку!" — врагами России. Так можно дойти и до культа личности!
Как мне представляется, Россия революциями уже переболела, поэтому несогласных с политикой власти бояться не стоит, а вот управлять страной при наличии независимых общественных институтов, и прежде всего профсоюзов, будет сложнее, но это положительный фактор, так как потребуется более профессиональная команда, что приведёт к более успешному развитию страны.
Уважаемые коллеги, целью моего выступления при отрицательных заключениях правительства и профильного комитета на законопроект является желание обратить ваше внимание на важность роли профсоюзов в обществе, но не тех так называемых независимых профсоюзов в лице ФНПР, а новых — по своей сущности независимых. Что же касается ФНПР во главе со Шмаковым, то, думаю, Ельцину в 91-м году надо было не Коммунистическую партию распускать, а профсоюзы во главе с ВЦСПС, после чего начался бы процесс формирования профсоюзов снизу работниками, то есть независимых профсоюзов. Спасибо.
|