В связи с тем, что Президент Российской Федерации Д.А.Медведев озвучил ряд принципиальных позиций в области социально-трудовых отношений, Союз профсоюзов России считает необходимым заявить о своей позиции по ряду вопросов, пробудивших широкую дискуссию в обществе и профессиональной среде.
1. О коллективных договорах и соглашениях:
Договорная компания, проводимая профсоюзами, в большинстве случаев проводится с нарушением основополагающего принципа – равенства сторон. Любая попытка профсоюзов внести в условия соглашения или коллективного договора позиции, улучшающие положение наёмного работника по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством, расцениваются оппонентами как «популизм» и «стремление к конфронтации».
Президент России оценивает характер договорной кампания как формальный, не оказывающий существенного влияния на условия труда и социальное положение наёмных работников. Причинами такого положения являются:
- Слабость профсоюзной стороны, которая выражается в соглашательских традициях, существующих в морально устаревшем менеджменте постсоветских профсоюзных структур ФНПР и отсутствии конкурентной среды со стороны других профцентров в представительстве интересов работников. Ситуация может быть исправлена только в случае роста влияния других (принципиально отличных от ФНПР) профсоюзных объединений, что будет стимулировать к активизации работу и ФНПР, и иных профсоюзов. Необходима масштабная работа по обучению профсоюзных лидеров ведению коллективных переговоров на примере эффективных кампаний, которую проводят Межрегиональный профсоюз «Солидарность», МПРА и других профсоюзных организаций, последовательно отстаивающих права работников на принципах рабочей демократии и солидарности.
- Социальная безответственность отечественного бизнеса. Для отечественных деловых кругов понятие социально-ответственный бизнес ограничивается лишь обязанностью уплаты налогов и выполнением указаний чиновников. В противостоянии жажды наживы и благополучием своего работника, интересы работника практически всегда - аутсайдер. Нравственное оздоровление сегодняшних руководителей и собственников нуждается в стимулировании со стороны профсоюзов и власти.
- Власть излишне либерализовала трудовое законодательство. Предоставление свободы от обязательств в отношении работников при отсутствии моральных и нравственных барьеров - развращает, а административный и экономический прессинг со стороны государства на предпринимателей, вынуждает их компенсировать свои издержки за счёт тех же работников. Власть должна из положения «верховного арбитра» перейти в положение полноценного партнёра в социально-трудовых отношениях. А этого без обременения власти ответственностью за соблюдение условий соглашения, реализовать не получится.
2. О страховых взносах во внебюджетные фонды:
Введение повышенной ставки обязательных страховых платежей до 34% вынудило предпринимателей искать пути оптимизации издержек своего бизнеса. Инициатива Правительства в части повышения ставки платежей, таким образом, не решает проблемы дефицита бюджетов ПФР и ФСС, ведёт к снижению динамики создания новых рабочих мест, сдерживает рост реальной заработной платы и криминализирует малый и средний бизнес.
Союз профсоюзов Росси солидарен с позицией других профсоюзов по вопросу неэффективного управления социальными фондами в настоящее время и расценивает, как ошибку решение в 1993 году лишить профсоюзы права управления средствами социального страхования. Тем не менее, мы не можем согласиться с практикой высоких тарифов на страховые платежи, т.к. это, в конечном счёте, негативно сказывается на оплате труда наёмных работников, на сокращении налогооблагаемой базы и стагнации рынка труда.
Учитывая неоправданность повышения ставки страховых выплат и отрицательный социально-экономический эффект такой меры, считаем возможным рассмотреть иные варианты сокращения дефицита социальных фондов, а именно:
- установление плоской шкалы ставки обязательных страховых платежей в размере 26% с устранением не облагаемого порога заработной платы свыше 415 000 рублей доходов в год (фактически - устранение льготы для богатых), с направлением страховых платежей с суммы заработной платы, превышающей 415 000 руб. полностью на солидарную часть пенсии;
- законодательное закрепление запланированных к повышению акцизов на табак и алкоголь в качестве источника доходов социальных фондов.
Следует отметить, что для покрытия дефицита социальных фондов также могут использоваться дополнительные источники, обладающие значительным бюджетным потенциалом, а именно, повышение налога на имущество физических лиц для объектов жилой недвижимости, площадь которых превышает 50 квадратных метров на каждого проживающего человека, тонкая настройка налога на добычу полезных ископаемых на основе реальной экономической оценки месторождений, проведение экономически оправданной дивидендной политики в отношении госкомпаний, приватизация государственного имущества.
Не меньший потенциал для стабилизации положения кроется в повышении эффективности администрирования социальных фондов и повышении собираемости взносов посредством ужесточения наказания за умышленное сокрытие.
3. Об улучшении условий труда рабочих:
Масштабы нарушений в области безопасности и гигиены труда и производственной среды в России велики, об этом свидетельствует статистика, это отметил и Президент России Д.А.Медведев на совещании по вопросам улучшения условий труда рабочих 5.04.2011г.
Организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные регламенты, действующие в России, позволяют предполагать, что основная проблема кроется не в отсутствии правил, а в необязательности их соблюдения, а порой и в незнании этих правил.
В целях обеспечения экономической заинтересованности страхователей в снижении профессионального риска, начиная с 2002 года, введена система предоставления скидок и надбавок к страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Однако, как методика расчета скидок и надбавок, так и механизм их предоставления, не оказывают существенного экономического воздействия на страхователя и нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
Положительное влияние на снижение уровня профессиональных рисков оказывает обучение охране труда отдельных категорий застрахованных, введенное с 2000 года и также финансируемое за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Профилактические мероприятия в области охраны труда должны стать для бизнеса экономически целесообразными, для чего размеры уплаты взносов в фонд социального страхования должны находиться в существенной зависимости от фактического результата в этой области.
Роль профсоюзов в этом вопросе необходимо повышать. В первую очередь в вопросе формирования культуры профилактики в области безопасности и гигиены труда, т.е. культуры, в которой право на безопасную и здоровую производственную среду соблюдается на всех уровнях, когда власти всех уровней, работодатели и работники принимают активное участие в обеспечении безопасной и здоровой производственной среды посредством системы установленных прав, ответственности и обязанностей и когда принципам профилактики придается самый высокий приоритет.
Генеральный секретарь Е.А.Куликов
Союза профсоюзов России
|