|
|
|
Российский профсоюз моряков добивается внесения поправок в Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК), которые позволят подавать иски к судовладельцам за долги по зарплате по местонахождению судна. В минувший четверг Президиум Правительства РФ рассмотрел соответствующий проект федерального закона.
Называется он «О внесении изменения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации». И как отмечается в пояснительной записке, разработка этого документа «вызвана необходимостью повышения эффективности судебной защиты прав членов экипажей российских морских судов».
Изменения должны будут коснуться проблем альтернативной подсудности. У моряков, работающих на судах под российским флагом, появится возможность обращаться в суд по месту нахождения судна или порта приписки судна при подаче исков о взыскании заработной платы и других сумм, причитающихся за работу на борту судна, расходов на репатриацию и взносов по социальному страхованию. В настоящий момент такое право имеется только у членов экипажей судов, ходящих под иностранным флагом. Работающие на российских судах этого права лишены.
– В старом ГПК РСФСР была статья 117, которая допускала предъявление иска к юридическому лицу по месту нахождения его имущества, – поясняет руководитель юридической службы РПСМ Валерий Нефедов. – В случае невыплаты зарплаты или компенсации при потере здоровья во время работы члены экипажа могли подать в любом порту заявление против работодателя в порядке статьи 134 ГПК РСФСР с соответствующим иском об аресте судна.
В 2002 году с принятием новой редакции ГПК, эта норма исчезла. В итоге моряки, работающие на российских судах, попали в юридически неравное положение по сравнению со своими коллегами на иностранных судах и оказались беззащитны перед нечистоплотными судовладельцами. Ведь место регистрации российского морского судна часто не совпадает с местом регистрации юридического лица судовладельца. Например, теплоход может находиться во Владивостоке, а его хозяин сидеть в Калининграде. Как моряк сможет подать иск, чтобы отстоять свои права?
Начиная с 2002 года, РПСМ последовательно добивается восстановления права российских моряков на подачу исков по морским требованиям по месту нахождения судна. В 2005 году по просьбе РПСМ депутатом Госдумы РФ Анатолием Ивановым в качестве законодательной инициативы был внесен в Государственную Думу проект закона «О внесении изменения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса РФ».
Увы, несмотря на поддержку Минюста и Верховного суда РФ, этот законопроект так и не был принят. Но борьба за необходимые морякам поправки продолжалась и дальше, и в конце концов судовладельческое лобби и чиновничьи барьеры были преодолены. В 2010 году Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации сочло доводы РПСМ и позицию Верховного Суда Российской Федерации заслуживающими внимания и обратилось в Аппарат Правительства Российской Федерации с предложением рассмотреть вопрос о целесообразности разработки и внесения в установленном порядке соответствующего проекта федерального закона, проинформировав о принятом решении РПСМ. В свою очередь Аппарат Правительства Российской Федерации поручил Минтрансу России с целью «уравнения в правах на судебную защиту членов экипажей российских и иностранных судов» обеспечить разработку законопроекта о внесении изменений в ГПК РФ и внесении его в установленном порядке в качестве законодательной инициативы.
11 августа 2011 года соответствующий законопроект был одобрен на заседании Президиума Правительства РФ.
– Хотелось бы надеяться, что многолетняя борьба за изменение гражданского процессуального кодекса в интересах моряков подходит к завершающей стадии, – говорит заместитель председателя РПСМ Игорь Ковальчук. – Мы несколько лет пытались обратить внимание правительства и судовладельцев на очевидный факт неравенства положения моряков на российских и иностранных судах, незащищенности их от недобросовестных судовладельцев. Принятие поправки приближает нашу страну к международным стандартам судебной защиты моряков и не позволит недобросовестным дельцам, которым не место в российском судоходстве, уходить от ответственности.
|