|
|
|
Четвертый день Недели действий против удобных флагов. ITF наглядно продемонстрировала, что китайские моряки становятся более грамотными в деле защиты своих трудовых прав. Раньше они с трудом произносили заветные позывные «ITF», а сегодня со знанием дела рассуждают об улучшении положения работников на флоте. Так, на борту балкера «TTM Dragon» (флаг Панамы) размещен коллективный договор, и 20 китайских моряков знают, как это влияет на их жизнь: ставки оплаты труда соответствуют международным нормам, судно в хорошем техническом состоянии, команда обеспечена спецодеждой, на питание никто не жалуется. Оплата за переработки ведется честно и справедливо, документы открыты для проверок ITF. В подтверждение этому капитан даже предъявил так называемый «голубой сертификат», иными словами, свидетельство о соблюдении на балкере всех социальных гарантий и технических требований.
Уровень зарплат на флоте остается для китайцев главной мотивацией при выборе профессии. «Я очень доволен заработком, – рассказал нам матрос. – Взял ипотеку в банке, из-за этого на берегу мне приходилось очень туго. Да и родителям хочу помогать. Пошел в море заработать, выплатить долги, а дальше видно будет». По береговым меркам члены экипажа «TTM Dragon» получают огромные деньги! «Вот только по родным скучаем, – вздыхают моряки. – Нет ли поблизости точки Wi-Fi?»
Узнав о том, что развитие систем коммуникации в портах всего мира является для ITF приоритетной задачей, моряки одобрительно закивали: «Это дело нужное. А то ведь звонить домой так дорого! И телефонных карточек нигде не допросишься».
Но если точек беспроводного доступа в Интернет петербургский порт предложить морякам пока не может, то бесконечные проверки, бумажную волокиту и усталость – всегда пожалуйста! «Все валится на моряков, – жалуется капитан. – Это сам по себе действительно нелегкий труд, а в порту работа становится еще тяжелее. Мы и так устаем, и это ощущение уже практически не проходит. Жду-не дождусь, когда выйдем в море, хоть там нет всех этих проверок одна за другой, контролеров, жаждущих найти замечания, и изматывающих инспекций».
В этом оказались солидарны моряки других национальностей с соседних теплоходов: россияне, немцы, литовцы, украинцы. Череда проверок выматывает настолько, что хочется побыстрее уйти в море, ведь там, несмотря ни на что, все-таки спокойнее. К необходимости поменять действующую систему и прекратить усложнять и без того нелегкую жизнь моряков единым фронтом призывают и профсоюзы, и судовладельцы. Так, в Северо-Западном филиале Союза российских судовладельцев (СОРОССа) о проведении Недели действий на Балтике знают и позицию моряков полностью поддерживают: система проверок в портах слишком громоздка и провоцирует усталость членов экипажей.
Не менее подозрительно в порту смотрят и на профсоюз. Так, на теплоход «Birka Carrier» под флагом Финляндии профактивистам, сколько бы они ни старались, попасть не удалось. Непреодолимой преградой стал терминальный КПП: на него затребовали отдельный пропуск.
– Сколько же нужно носить с собой удостоверений, чтобы элементарно реализовать свое право на допуск к рабочим местам членов профсоюза? – задается риторическим вопросом председатель Балтийской территориальной организации РПСМ Александр Бодня. – Почему за границей можно свободно проходить на суда, а у нас порт разделен на вотчины, где каждый вправе устанавливать свои собственные законы, правила и уставы? Неужели нам есть, что охранять, а Европе нечего? «Железный занавес» пал 10 лет назад, но нам продолжают навязывать ту же модель, и самое печальное, что государство полностью отстранилось от решения этого вопроса.
|