В Общественной палате РФ 3 октября 2012 года состоялись общественные слушания: «Проблемы правовых взаимоотношений в киноиндустрии», посвященные обсуждению актуальных вопросов отечественного кинематографа и методов их решения.
В слушаниях приняли участие: представители кинематографического сообщества, члены Общественной палаты РФ, представители профсоюзов и работодателей в сфере культуры, признанные деятели культуры и кинематографа, представители Министерства культуры РФ, Союза кинематографистов и творческих ВУЗов страны.
Тема правовых взаимоотношений в киноиндустрии назрела давно. Много говорится о социальной значимости этой области культуры, о необходимости пристального общественного внимания, ответственного подхода со стороны государства и представителей отрасли. Впервые представители общественных организаций решили взглянуть на этот вопрос с другого ракурса – со стороны развития социально-трудовых отношений в области культуры.
Актер Игорь Жижикин объяснил, что сейчас практически нет правовых отношений, и это создает актерам довольно рабские условия труда, когда работать приходится по 12 часов и это считается как само собой разумеющееся. Он отметил, что актеры согласны перерабатывать, но пусть это будет оговорено отдельно.
Лидер независимого профсоюза актеров театра и кино Игорь Петренко рассказал, что творческому работнику приходится быть и юристом и экономистом, чтобы обеспечить себя работой. И при этом чиновники говорят о квотах на кино, думают, как сделать билеты в кино и театры дешевле, но о качестве в данном случае не думают. Петренко уверен, что продюсеры заинтересованы в освоении бюджета, актеры в получении гонорара, но результат конечный всех мало волнует. «Кино никому не нужно, нужны сериалы. Государство тратит деньги на кино, которого не существует. Не давайте нам еду, дайте – удочку. Квоты развращают, а если создается хорошее кино, то оно окупится без квот и дотаций», - заявил Петренко.
Александр Кузнецов, преподаватель актерского мастерства в Голливуде отметил тот факт, что у нас практически отсутствует дополнительное образование для людей из сферы индустрии культуры. «Наше актерское образование не учит кинопроцессу, ничего не говорят о режиссуре, драматургии, менеджменте. Актеру не преподают психологию, которая является базовой для мастерства», - сказал он. Кузнецов предположил, что профсоюз мог бы взять на себя функции организаторов таких курсов, форумов, заняться трудоустройством актеров.
Продюсер Любовь Калинская отметила необходимость принять налоговые льготы для сферы культуры, потому что налоги приходится платить еще до того как процесс начал приносить деньги, и фактически еще не с чего их платить. Продюсер Алексей Крол предложил создать институт государственного продюсирования и квоты для отечественного кино в кинотеатрах и на телевидении.
Евгений Лаврентьев, режиссер игрового кино: "На сегодняшних слушаниях мало внимания было уделено людям, которые работают в кино и не являются актерами. А этих профессий очень много, и ими должны заниматься профсоюзы. В общественном сознании сложилось мнение, что кино делают только продюсер, актеры и режиссер. Последний принимается во внимание, если он известен. А на самом деле кино создается десятками профессий и сотнями тысяч людей: цеха операторские, костюмерные, гримерные, сценаристы, это менеджеры на съемочной площадке. Эти люди социально незащищены. Они вынуждены работать как индивидуальные предприниматели, они не имеют медицинской страховки, не знают как будут учиться и лечиться их дети, мы же о них просто забываем".
Игорь Петренко, актер, глава Независимого профсоюза актеров театра и кино: "Численность членов профсоюза растет и мы пытаемся делать какие-то шаги, пытаться внушить нашим коллегам доверие. Мы хотим чтобы актер вернулся на сцену, чтоб он не был просто наемником, который пришел отработать смену. Мы говорим сейчас только от лица актеров, но профессий около театральных много и как только все эти люди будут чувствовать себя участниками процесса, а не только наемниками, то все изменится. Сегодня складывается ситуация, что человек отработал на картине и ему все равно, что дальше с ней будет".
Один из важных моментов – создание единого общего работодателя, союза кинопроизводителей. Тогда можно будет контролировать безопасность и качество кино. Что бы вне этих соглашений было не выгодно работать, без гарантий качества работы и оплаты. Сейчас у каждого работодателя свой контракт, свои правила, все ссылаются на требования каналов, инвесторов и т.д. Тут нужно изменение законодательства, создание контролирующих комиссий. Необходимо создать условия, при которых быть участником системы выгодней, чем каждый раз полагаться на случай. Это поможет нам создавать качественное кино, потому что сегодня даже нечего финансировать по большому счету, происходит освоение найденных средств.
Елена Громова, представитель Министерства культуры России: "Мы сейчас занимаемся разработкой дорожной карты для индустрии кинематографии. Там будут учтены проблемы проката и производства, фестивальной деятельности. По каждой из них приняты рекомендации и решения. Документ будет готов к концу года, заниматься ей начали около месяца назад. Разрабатывается она на основе мнений и рекомендаций специалистов".
Подводя итоги слушаний, член Общественной палаты и президент Союза Профсоюзов России Дмитрий Галочкин объявил о создании рабочей группы экспертов, самого разного профиля, при Общественной палате РФ по наиболее актуальным вопросам, прозвучавшим в ходе обсуждений.
По материалам: top.oprf.ru, psj.ru.
|