|
|
|
19 марта 2014 года в Санкт-Петербурге состоялся IV съезд Межрегионального профсоюза лоцманов (МПСЛ), членской организации Конфедерации труда России. Представители профсоюзных организаций из Мурманска, Санкт-Петербурга, Выборга, Усть-Луги, Калининграда и Архангельска обсудили необходимость внесения изменений в «Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха морских лоцманов и кандидатов в морские лоцманы», сотрудничество с работодателями в рамках социального партнерства и другие вопросы.
Отдельно участники съезда обсудили нарушения трудового законодательства по отношению к специалистам по лоцманской проводке судов. В первую очередь это касается лоцманов из Архангельска, чей режим рабочего времени существенно нарушается. Их привлекают к работе в порту Сабетта, который находится на расстоянии больше 1 500 км от города.
Арктический порт Сабетта строится на западном берегу Обской губы (Карское море) в Ямало-Ненецком автономном округе. Это новое пространство для стоянки судов обеспечит навигацию газовозов и их проход по Северному морскому пути в течение всего года. Строительство порта должно быть окончено в 2017 году, но первые грузовые суда зашли в порт уже в конце прошлого года. В связи с тем, что частично порт уже начал функционировать, потребовались специалисты по лоцманской проводке судов, которых в регионе нет. Поэтому в Сабетту вахтовым методом отправляют работать архангельских лоцманов.
Напомним, работа вахтовым методом — это привлечение сотрудника к работе вне места проживания. В случае невозможности обеспечить ежедневное возвращение домой, работника отправляют трудиться по графику «15 через 15». То есть 15 дней работы, а затем 15 — выходные. Иногда график бывает несимметричным: когда работа длится 2 месяца, потом — месяц отдыха. Но продолжительность работы на вахте не должна превышать 3 месяца. Кроме того, переработки свыше 12 часов при работе вахтовым методом суммируются и должны быть предоставлены в виде дополнительных дней отдыха.
Руководство Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» отправляет сотрудников лоцманской службы работать в Сабетту, «забывая», что «Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха морских лоцманов и кандидатов в морские лоцманы», которое утверждено приказом № 61 от 14 марта 2012 года Министерством транспорта Российской Федерации, не предусмотрена работа таким образом.
Для защиты своих прав специалисты из Архангельска в конце 2013 года объединились в первичную профсоюзную организацию МПСЛ. «В первую очередь необходимо добиться проведения коллективных переговоров с администрацией ФГУП «Росморпорт», в состав которого входит наша организация. Работа вахтовым методом для лоцманов не предусмотрена», — рассказывает председатель первичной профсоюзной организации МПСЛ города Архангельска Виктор Драчев.
«Конечно, работодатель оплачивает нам дорогу и обеспечивает место проживания, но при этом нарушается режим рабочего времени и времени отдыха, — отмечает Виктор Драчев. Я За переработки нам предоставляют выходные, но их можно отгулять только сразу, вернувшись в Архангельск, хотя законодательство не запрещает брать «отгулы» через некоторое время. Мы хотим, чтобы наши права соблюдались, и законными методами будем этого добиваться».
МПСЛ совместно с Конфедерацией труда России готовят обращение в Министерство транспорта России с предложением внести поправки в «Положение»: если Минтранс считает допустимым работу лоцманов вахтовым методом, необходимо урегулировать условия такой работы законодательно.
В официальном письме, которое подготовил председатель профсоюза лоцманов Владимир Кабанов, сказано: «МПСЛ обращает ваше внимание на то, что в приказе министра транспорта № 61 от 14 марта 2012 года «Положеним об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха морских лоцманов и кандидатов в морские лоцманы» работа морских лоцманов вахтовым методом не предусмотрена. Следовательно, режим рабочего времени и времени отдыха при организации работы лоцманов Архангельского филиала вахтовым методом не соответствует нормам приказа № 61 Минтранса».
Кроме того, МПСЛ считает, что «Положение» о работе лоцманов нуждается и в других дополнениях. «Необходимо установить максимальную продолжительность времени работы и минимальную продолжительность времени отдыха лоцманов в течение суточной смены. Поскольку этот документ не устанавливает соответствующих ограничений, то сегодня лоцман может привлекаться к работе в течение 24 часов практически без отдыха, несмотря на то, что накапливающаяся хроническая усталость может негативно сказаться на безопасности экипажа и судна, лоцманскую проводку которого осуществляет не отдохнувший человек. Но это — уже следующий этап нашей работы», — комментирует Владимир Кабанов.
В ходе съезда Владимир Кабанов был вновь избран председателем МПСЛ. Подводя итоги съезда, он призвал коллег не пасовать перед трудностями: «Не всегда просто найти взаимопонимание с работодателями и не всегда легко отстаивать свои инициативы. Но постепенно профсоюз лоцманов растет, укрепляется, и эффективность его работы повышается.
|