|
|
|
Российские работодатели любят премиальную систему. Премия - как шуба с барского плеча – позволяет награждать лояльных работников, дискриминируя всех остальных; гасить разовыми выплатами недовольство низким уровнем зарплаты и разобщать трудовой коллектив. Но далеко не всегда премирование ведет к желательным для начальства результатам. Именно так и произошло на «АВТОВАЗе».
О намерении выплатить премии «добросовестным работникам» руководство автогиганта заявило в конце октября, накануне организованного МПРА митинга с требованиями прекратить массовые сокращения и повысить заработную плату. Специально свезенным на автобусах работникам было об этом объявлено в торжественной обстановке зала «Лада-арена», где перед коллективом выступил гендиректор «АВТОВАЗа» Бу Инге Андерссон. По мнению лидера МПРА в Тольятти Петра Золотарева, этот широкий жест был нужен администрации, чтобы успокоить страсти и отвлечь работников от участия в акциях протеста. Однако на практике эффект оказался обратным. Когда 28 ноября премия в размере 26 тыс. руб. была выплачена 4,5 тысячам вазовцев (всего на заводе трудится свыше 50 тысяч человек), это вызвало всеобщее возмущение. Кое-где доходило даже до драк.
Дело в том, что в список «награжденных» попали лишь работники с нулевым показателем абсентеизма (т.е. отсутствия на рабочем месте), т.е. не столько злостные прогульщики, сколько те, кто отсутствовал на работе по болезни или по другим уважительным причинам: похороны, рождение ребенка и т.п. Зато пьяницы, которых цеховое начальство нередко покрывает, держа таким образом на крючке, получили премию сполна, что вызвало особое негодование. Выразилось оно в массовом исходе рабочих из официозного профсоюза АСМ. Активистам МПРА даже приходится консультировать вазовцев, подвергающихся давлению и угрозам со стороны начальников из-за их желания выйти (!) из АСМ.
Этот случай как нельзя лучше демонстрирует порочность самой системы премирования, суть которой состоит не в том, чтобы показать щедрость, а, наоборот, в том, чтобы не проводить индексацию и повышение зарплат или подменить постоянные оклады необязательными выплатами. Иногда критерием начисления премии является субъективное отношение мастера к работнику, в других случаях, как это произошло на ВАЗе – якобы, объективный показатель, практическое применение которого демонстрирует бездушно-бюрократическое отношение к рабочим. Именно поэтому профсоюз МПРА везде и всюду добивается повышения окладной части заработной платы и минимизации ее премиальной части, включения премий в оклад.
Тем временем МПРА на «АВТОВАЗе» ведет подготовку к новой акции протеста, которая состоится 14 декабря. Одно из ее главных требований – переговоры о реальном повышении зарплаты с участием всех, действующих на предприятии профсоюзных организаций. Автор: Овсянников Иван
|