|
|
|
В Омске в час пик упал на дорогу башенный кран. Конструкцией придавило два автомобиля. Погибло четыре человека. Крановой рабочий госпитализирован. На вопрос: «Как такое могло произойти?» отвечают активисты профсоюза МПРА в Омске, долгое время отстаивающие права крановщиков.
Одному из рабочих башенных кранов, состоящих в профсоюзе МПРА, удалось пообщаться с рабочими, дежурившими на стройке в момент катастрофы. Все это произошло на одной из строек компании «Жилстрой» на улице маршала Жукова. По их словам, башенный кран сошел с рельс, после чего начал падать. Одной из возможных причин схода крана с рельс называют подмывание грунта, но рабочие сказали о том, что не работали нормально концевые ограничители и не было концевых упоров, что и позволило башенному крану сойти с рельс. Конечно, это лишь версия - рабочие, с которыми мы общались, недостаточно знакомы с механикой крана. Тем не менее, зная ситуацию на стройках города Омска, можно уверенно говорить если не о конкретных технических причинах падения крана, то о социальных условиях, которые привели к трагедии.
Пренебрежение ТБ – общее правило
Скорее всего, одним из виновных назначат кранового, работающего на этом кране, так как по инструкции он обязан был с утра расписаться в вахтовом журнале о приеме крана (после чего ответственность за работоспособность механизма берет крановой). Одной из основных проблем на стройках Омска является нарушение техники безопасности. Причем это не просто случайность, а общее правило, благодаря которому крановые могут зарабатывать хоть что-то.
При восьмичасовом рабочем дне крановой в Омске в среднем получает 16 000 рублей. И это 5-6 разряд. Чтобы довести заработную плату до 25 000 приходится работать по 12 часов, а также забивать на всевозможные обязательные проверки, которые положены по ТБ. Забивать, потому что прораб кричит: «Давай на эти мелочи сейчас не будем обращать внимание, надо дом быстрее достроить, а я тебе заплачу». 3-4 тысячи рублей - средняя доплата за нарушение ТБ в Омске. Если откажешься, тебя быстро найдут за что уволить. Главное - быстро работать.
Устаревшие краны
Вторая проблема - это устаревание кранов. Большинство из них собрано, по словам рабочих, из металлолома - это старые 403 и 405 советские краны, которые, конечно, латают, но, в общем и целом, их состояние оставляет желать лучшего. Во многих местах нет кантователей и кантовать приходится крановому самому. Во многих местах не работают приборы по ограничению веса, и крановые ориентируется по своим чувствам.
В прошлом году в Омске уже падала стрела крана. Но ничего не изменилось. Зарплата кранового оставляет желать лучшего, а состояние кранов не улучшается. Главная задача у работодателей сейчас, когда в строительстве наступил кризис, как можно больше сократить издержки. Что они и делают, тормозя выплату премий и заставляя крановых также работать по 12 часов.
Бездействие контрольных органов и неорганизованность рабочих
А что же контрольные органы? По нашим данным на 50-ти рабочих местах за полтора года не появился ни один инспектор Технадзора, а краны, действительно старые краны, каким-то чудом проходят проверку.
Рабочие - единственные, кто реально заинтересован в соблюдении техники безопасности, потому что они знают, что в случаях аварий вся вина ложится на их плечи, вплоть до уголовного наказания. Когда они объединятся в профсоюз и добьются к себе достойного отношения, тогда и перестанут падать у нас в стране краны.
|