|
|
|
11 и 12 июня в Москве состоялся форум сотрудников вузов. В мероприятии приняло участие более 60 преподавателей из 25 вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Ханты-Мансийска, Казани и еще 7 городов, а также коллеги из Великобритании Канады и Словакии. Организатором форума преподавателей выступил профсоюз «Университетская солидарность».
В завершении участники форума приняли рекомендации к сотрудникам вузов, которые составили своего рода программу действий, т.е. возможные для преподавателей шаги и типовые требования, которые должны выдвигаться как в адрес государственных органов, так и в адрес администрации вузов в ходе коллективных действий, в коллективных переговорах, в петиционных кампаниях, в работе со СМИ.
«Мы отказываемся от обращения к органам власти и к администрации вузов, потому что устали от диалога с глухими. Учитывая это, в основу своей стратегии мы кладём действия снизу, делаем ставку на мобилизацию работников высшей школы, предлагая им набор насущных требований, которые могут отстаиваться в разных формах», — отметил сопредседатель «Университетской солидарности» Павел Кудюкин
В ходе форума с докладами выступили преподаватели МГУ, СПбГУ, МФТИ, УрФУ, ЮГУ, РГГУ, НИУ ВШЭ и других вузов. Основными проблемами, озвученными и проанализированными в части опыта их решения, стали: сокращения и «оптимизация» вузов, неоплачиваемый труд, бюрократизация высшей школы, низкая оплата труда, непостоянная занятость и фактическая ликвидация самоуправления в высшей школе и др. Особое внимание было уделено бесконтрольному росту учебной нагрузки. Так запредельная норма 900 часов в год во многих вузах уже зафиксирована в качестве минимальной аудиторной нагрузки. Участники форума считают, что данная нагрузка не совместима с качественным преподаванием.
Так называемое требование «520/180» комментирует преподаватель МФТИ Андроник Арутюнов: «Мы предлагаем нашим коллегам для решения проблем в высшей школе требовать от Министерства образования и науки и своих работодателей выбрать позитивную программу, т.е. постепенное уменьшение нагрузки на преподавателей и улучшение условий работы. Стратегической целью чего может стать 520 часов – максимум учебной нагрузки в год. Из этих 520 часов лишь 180 мы считаем возможным отвести под аудиторную нагрузку. Всё остальное мы полагаем разумным оставить на методическую работу и индивидуальную работу со студентами. Эти цифры в целом соответствуют показателям, принятым в зарубежных университетах, и советскому опыту. Разумеется, одномоментно добиться таких показателей нельзя, и тут необходима общественная дискуссия и многочисленные шаги нацеленные на уменьшение нагрузки, на оптимизацию административного аппарата, на улучшение условий работы».
Форум преподавателей стал уже вторым подобным мероприятием «Университетской солидарности». Начинает складываться традиция широкого диалога, вовлекающего как членов профсоюза, так и других общественных активистов, а так же преподавателей, пока ещё не решившихся на включение в профсоюзную деятельность, но уже не готовых молча мириться с тем, что делают с высшей школой.
Профессор Абердинского университета Терри Бразерстоун, член исполкома Профсоюза преподавателей Великобритании и бывший президент Профсоюза преподавателей Шотландии в завершении своего доклада об опыте борьбы преподавателей вузов Европы пожелал успеха в работе форума и обратил внимание: «Хотя у России и Великобритании есть различия в истории, то, о чем вы говорите на форуме преподавателей, отражает общую ситуацию в мире. Везде примерно одинаковые тенденции в высшей школе. Я уверен, у нас общая борьба: конфликт между неолиберальной концепцией высшего образования и представлением об университете как об общественном институте, способствующем развитию талантов… то, что удалось нам, будет возможно реализовать и в вашей стране через коллективные действия, в рядах профсоюзов».
|