Второй день забастовки стартовал с началом заводской смены, в 7.30 утра. Бастующие, а по словам профсоюзного лидера Алексея Этманова, собралось около 300 человек, перекрыли доступ на предприятие. В здание пропускали только по списку и только тех, кто обеспечивает выполнение минимума работ. Штрейкбрехеров, не поддержавших акцию, продержали на входе около двух часов, но потом все же пропустили.
- Вы куда идете? - напрягая голосовые связки и расставляя руки в разные стороны, заграждала путь рабочим завода, отказавшимся принять участие в стачке, одна из пикетирующих. Ей на помощь подошли другие участники акции. “Вы никуда не пройдете, и не пытайтесь!” - убеждали участники стачки своих коллег по цеху.
Как заявил Алексей Этманов, это была показательная акция: “Мы продемонстрировали – мы можем полностью парализовать предприятие, но не делаем этого, надеясь, что нас услышат”.
Но показательная акция вызвала интерес не у руководителей завода, а у правоохранительных органов. В 9 утра к месту проведения акции протеста приехал начальник Всеволожского РОВД. Он просил забастовщиков не устраивать беспорядки. И на всякий случай приставил к пикетчикам наряд милиции.
Между тем, к вечеру на утренний инцидент отреагировала районная прокуратура. Этманову вручили предписание о недопустимости воспрепятствованию прохождения на территорию предприятия сотрудников, не участвующих в забастовке.
Работники “Форда” “шалить” не стали и выбрали более мирное занятие – футбол и перетягивание канатов. Изредка под звук сирены из мегафона профсоюзный лидер собирал активистов, чтобы сообщить, что очередные собратья по пролетарскому движению высказались в их поддержку. Например, в адрес профсоюза завода поступило обращение от межрегионального профсоюза трудящихся-мигрантов, расположенного в Москве. В нем высказана солидарность с бастующими, а также просьба проинформировать о номере счета, куда можно перечислить средства на помощь работникам всеволожского автопрома. Письмами поддержали бастующих на “Форде” коллеги из объединенного профсоюза автомобилестроителей США, Канады и других стран.
К слову, ежемесячно в казну профсоюза перечисляется 1% от заработной платы членов организации. Этих денег, по словам Этманова, хватило на формирование забастовочного фонда. За счет профсоюза были арендованы биотуалеты, изготовлена специальная форма для бастующих (кепки, нашивки на куртки), сделаны флаги. Для некоторых даже смогли закупить теплые вещи. Лидеры профсоюза оплачивают бастующим и телефонную связь.
Неподалеку от проходной был организован и буфет для бастующих. На гриле жарились сосиски, в термосах дымился кипяток, каждый мог налить себе чай или кофе. А вот от водки сегодня полностью отказались.
По словам профсоюзного лидера бастующих, массовая акция протеста проходит только днем, на ночь выставляется отдельный пикет. На заборе завода вывешены плакаты «Менеджер — тоже человек», «Забастовка - законное право», «Бухгалтерия, присоединяйся!». На один из плакатов (“Не голосуй, а бастуй”) успела отреагировать милиция, - на Этманова завели административное дело за нарушение правил пикетирования.
Между тем, одним пикетом бастующие ограничиваться не намерены. Профсоюз завода «Форд» не исключает возможности подать в суд на руководство предприятия. Поводом для иска стал отказ менеджмента компании работать на выход из кризиса.
Администрация готова к переговорам с 26 ноября. Руководство компании также предупредило профсоюз, что не будет вести переговоры в условиях забастовки. Но, несмотря на заявления начальства, участники акции намерены стоять до победного. По крайней мере, пока среди митингующих не начнется ропот - на что кормить свои семьи. Профсоюз рассматривает вопрос о частичной компенсации потерь по заработной плате бастующих. Правда, Этманов не сообщил источник поступления средств.
“Форд” по-прежнему несет немалые убытки - до 6 миллионов долларов в сутки. Машины с завода отгружают и периодически вывозят, но, скорее всего, это старые запасы. Конвейер на предприятии в среду не запускали.
Забастовка на заводе может привести к срыву поставок автомобилей Ford Focus российским потребителям. «Автомобили, которые были заказаны ранее, будут выпущены в более поздние сроки, соответственно, и поставка их будет отсрочена. Что касается новых заказов, то мы уже договорились о поставках дополнительных автомобилей с немецких и испанских заводов Ford», - сказала пресс-секретарь компании Ford в России Екатерина Куниленко.
Однако и планы дополнительных поставок могут рухнуть. Профсоюз завода во Всеволожске планирует обратиться к европейским коллегам компании. Если они выразят солидарность с работниками петербургского завода, то они откажутся поставлять автомобили в Россию, - такое решение немцы и испанцы уже принимали в ходе забастовки на "Форде" в 2006 году.
Напомним, что 7 ноября на заводе прошла предупредительная забастовка. Поскольку профсоюз завода не обсудил с руководством компании моменты, связанные с эксплуатацией объектов, представляющих опасность, администрация завода обратилась в суд. Ленинградский областной суд признал действия профсоюза незаконными и лишил его права возобновлять забастовку через 20 суток (то есть 27 ноября). Аналогичные забастовки на заводе Ford проходили в 2006 и 2007 годах.