|
|
Карин Клеман |
|
Эксперт по рабочему движению, социолог Карин Клеман, возглавляющая институт "Коллективное действие", объяснила, почему у бастующих рабочих Всеволожского "Форда" есть шанс на победу.
- Забастовка на Всеволожском "Форде" длится уже две недели, а администрация, судя по всему, не собирается уступать. Профлидеры в свою очередь заявляют, что не будут снижать уровень выдвинутых требований. Тупик?
- Так часто бывает. Переговоры – долгий процесс. А на "Форде", по сути, настоящие переговоры начались только в пятницу. То есть сегодня – третий день.
Естественно, сначала каждый остается на своей позиции. Иначе не имеет смысла и затевать трудовой спор. Потом потихоньку позиции начинают сближаться. Это умение вести переговоры. Уступаешь в одном – взамен требуешь, чтобы тебе пошли навстречу в другом.
Смотрите, как долго решались вопросы во время забастовки транспортников во Франции... Правда, в данном случае бастующим не удалось добиться существенных уступок со стороны правительства. К сожалению.
Но там ситуация была гораздо сложнее, чем на "Форде". Прежде всего, потому, что забастовка была гораздо крупнее. В ней участвовали многие профсоюзы, а также наемные работники, не входящие в профсоюзы. Были созданы координационные комитеты, которые выполняли ту же функцию, что и профкомы. То есть в организации забастовки принимали участие очень разные организации. А переговоры с правительством вели исключительно руководители самых крупных профсоюзов. И они с самого начала были настроены на то, чтобы как можно быстрее закончить этот конфликт. Многие рядовые работники остались недовольны тем, как все закончилось, но подчинились общему решению и возобновили работу. Хотя в истории Франции были случаи, когда даже если руководство какого-то профсоюза (или профсоюзов) договаривались с правительством о чем-то, рядовые работники не соглашались – и продолжали забастовку. Но это достаточно сложно.
- Если в результате стачки не удается добиться уступок со стороны работодателя, - значит, всё было напрасно? Следующий раз и затеваться не стоит?
- Забастовка – это борьба. В борьбе всегда есть риск поражения. Об этом нужно помнить, когда начинаешь забастовку.
- Ваш прогноз по "Форду": удастся рабочим добиться желаемого повышения зарплаты?
- Трудно сказать, я же не участвую в этих переговорах и не знаю всех нюансов. Но, как мне кажется, у фордовского профсоюза большое преимущество, которого лишены многие "новые" профсоюзы: он объединяет большинство работников предприятия. И если работники будут ему доверять и идти за ним, как идут сейчас, скорее всего, работодатель будет вынужден пойти хотя бы на частичные уступки. Автор: Клеман Карин
|