|
|
Борис Кагарлицкий, социолог, журналист, публицист, кандидат политических наук |
|
По российским меркам требования рабочих «Форда», казалось бы, выглядят очень смелыми, потому что они требуют повысить зарплату сразу на треть. Естественно, что администрация предприятия и та либеральная пресса, которая обычно освещает подобные конфликты, воспринимают их крайне негативно.
Но давайте теперь посмотрим на дело с другой стороны. Такой же точно Ford Focus производится в Германии, Испании и Бразилии. И российский Ford Focus по цене стоит примерно столько же, сколько и произведенный в этих странах. Зарплаты же совершенно разные. Российская зарплата значительно ниже даже бразильской на сегодняшний день – примерно на ту самую треть. Профсоюз сейчас требует выйти на уровень Бразилии, чтобы рабочим в России платили так же, как там. А Бразилия, мягко говоря, не самая богатая страна. Там не самые большие зарплаты и, напомним, что еще и немножко другой климат – соответственно, там шубу покупать не надо и т. д.
Так вот, подсчет, который был сделан, кстати, во вполне деловой прессе говорит о том, что если все требования рабочих в полном объеме будут приняты предприятием, то себестоимость одного Ford Focus’а для компании возрастет на $100. То есть по большому счету это никак не отразится ни на компании, ни на покупателях. Потому что покупатели совершенно не обязаны эти $100 доплачивать, просто фирма должна отказаться от небольшой части своих сверхприбылей. Подчеркиваю, что речь идет не о прибылях фирмы, а о той специфической сверхприбыли, которую получает эта компания исключительно на российском рынке. В той же Бразилии доля прибыли более умеренная. Просто фирма должна немножечко пожертвовать своими сверхприбылями. И рано или поздно это придется делать.
Скажу больше, это прекрасно понимают и на «Форде». Администрация великолепно знает, что придется идти на уступки и повышать заработную плату. Еще несколько месяцев назад представители администрации «Форда» во Всеволожске говорили, что сами, видимо, будут повышать зарплату. Но вопрос в том, как быстро и насколько. И как мне кажется, в значительной мере острота конфликта еще вызвана не материальной стороной – не тем, какие деньги и сколько будет платить компания – а и тем, что решается вопрос, «кто в доме хозяин». То есть компания очень не хочет, чтобы профсоюз почувствовал свою силу, почувствовал, что он доминирует на производстве. И в свою очередь профсоюз хочет доказать компании, что он является очень большой силой, без которой работать на этом предприятии невозможно.
Поэтому, как мне кажется, вопрос пошел скорее на принцип. И в этом плане обеим сторонам рано или поздно придется идти на компромисс. Скорее всего, профсоюзу придется согласиться на несколько меньшее повышение зарплаты, чем потребовали. Но с другой стороны, компания должна понять, что забастовка прекратится только тогда, когда «Форд» сможет предложить профсоюзу такие условия, которые тот сможет признать в качестве своего успеха. Иначе они будут бастовать дальше.
Думаю, что вне всякого сомнения эта ситуация отразится вообще на автомобилестроительном комплексе России. Тем более что на многих предприятиях очень внимательно следят за тем, что происходит на «Форде». И конечно, если забастовка будет более-менее успешной, то определенные требования начнут выдвигаться и на «Рено», и на других сборочных предприятиях, где производят западные машины, а возможно, кстати говоря, и на АвтоВАЗе. Но еще раз подчеркиваю, речь не идет о том, что это отразится как-то на потребителе. Просто российские и западные компании, которые работают на этом рынке, должны смириться с тем, что сверхприбыли не могут продолжаться бесконечно. Нужно будет рано или поздно привыкать к тому уровню прибыли, который существует в большинстве стран капиталистического мира. Автор: Кагарлицкий Борис
|