|
|
Председатель профкома завода «Форд» Алексей Этманов |
|
Сколько помню себя на заводе, машины все время непрерывно работали. Когда же мы, наконец, отключили рубильник, конвеер остановился и наступила тишина. Я вдруг понял кое-что для себя очень важное… Я понял, что я – человек, и что я могу остановить все эти машины!
Участник сидячей забастовки. Нью-Йорк, 1936 г.
Трехнедельная забастовка рабочих всеволожского «Форда» завершилась 17 декабря 2007 года. Три недели каждый день их осыпали проклятьями менеджеры «Форда», читая сводки о сокращении своей доли рынка. Каждый день менеджеры всех компаний, кусая локти, думали о том, как бы, продолжая увиливать от переговоров по зарплате, все-таки не допустить подобного на своих заводах. Каждый день фордовцам мысленно аплодировали рабочие по всей России и во всем мире. Каждый день сотни рабочих и студенческих активистов отправляли письма протеста «Форду», обсуждали стачку на собраниях, включались в работу по сбору средств для забастовщиков. Каждый из 20 дней, которые длилось открытое противостояние на «Форде», подстегивал рабочий класс к внутренней консолидации. Каждый из этих дней – наша общая победа.
Трехнедельная стачка, побившая все рекорды по продолжительности, достигла своей цели – идут жесткие переговоры по серьезному повышению уровня заработной платы на предприятии. Однако бастовавшие добились намного большего. Они напомнили всем рабочим о праве на собственный голос, который заглушает шум конвейеров, о человеческом достоинстве, которое можно обрести только в борьбе, о солидарности, которая измеряется не словами, а действиями.
Профсоюз приостановил забастовку организованно, добившись реального признания права на переговоры по заработной плате, которые начались сразу после окончания стачки, а также реального признания права на забастовку (соглашение о непреследовании участников акции), создав механизм наполнения забастовочного фонда и компенсаций участникам стачки, расширив круг союзников как внутри страны, так и за ее пределами.
Менеджеры-штрейкбрехеры вернулись с конвейера в свои кабинеты, покрыв собственную компанию позором. «Форд» еще может наверстать свои рыночные позиции, но номером один в плане социальной ответственности ему уже никогда не стать. Покупатели также навсегда запомнят те 20 дней фокусов, которых стоит избегать при покупке машины. Фордовцы вернулись на свой конвейер, накопив уникальный опыт, ощутив мощную поддержку других рабочих, совершив революцию в умах и прорыв в новую эру трудовых отношений, с верой в свои силы и в силу солидарности!
Спасибо всем, кто поддерживал забастовку! Председатель профкома первичной профсоюзной организации «Форд Моторз Компании» Алексей Этманов комментирует итоги забастовки (см. материалы по теме).
|