Петербургский завод Toyota, рассчитанный на выпуск 50 000 машин в год, работает с 21 декабря. Компания инвестировала в него почти $200 млн. Персонал завода — около 600 человек, в том числе 450 рабочих на конвейере.
Кампания по набору рабочих на Toyota стартовала в феврале прошлого года. Компания приглашала рабочих через объявления в бесплатных газетах, общественном транспорте и даже в подъездах домов.
На завод поступило более 20 000 резюме от кандидатов. Но набрать штат так и не удалось — в начале этого года кампания продолжилась. По словам вице-президента Toyota Motor Manufacturing Russia Ичиро Чиба, заводу требуется набрать еще около 20 человек. Это обычная практика, когда сотрудники набираются на уже действующее производство, кроме того компании необходимо создать резерв для возможного расширения производства, объясняет он.
У Toyota возникли затруднения с наймом рабочих, утверждает источник, знакомый с кадровой политикой компании. По его словам, большая часть кандидатов по разным причинам не устроила автопроизводителя, а после нескольких месяцев работы предприятия в учебном режиме на нем началась утечка кадров из-за низкой зарплаты и высоких требований к рабочим. Чиба отказался это обсуждать.
На рынке действительно появились рабочие с только что запущенного предприятия, подтверждает Анна Силина, директор петербургского филиала рекрутинговой компании «Анкор». По ее словам, компания предлагает новым сотрудникам зарплаты немного ниже рыночных — например, сборщикам автомобилей японцы готовы платить не более 20 000 рублей в месяц. Это подтверждает и источник, знакомый с условиями найма сотрудников на завод.
На других машиностроительных предприятиях рабочие, по словам Силиной, могут получать 23 000-25 000 руб. Средняя зарплата на предприятиях концерна «Силовые машины» — более 21 000 руб., говорит представитель пресс-службы концерна. Рабочие Кировского завода получают от 15 000 до 28 000 руб. в месяц, зарплата индексируется ежегодно, в прошлом году она выросла на 14%, говорит представитель предприятия.
Зарплата — главный критерий для выбора работы синими воротничками, говорится в исследовании Avanta Personnel, проведенном прошлой осенью.
Несколько сотрудников, успевших поработать в Toyota, уже просятся на всеволожский завод Ford, говорит источник, близкий к областному предприятию. По его словам, начальная зарплата рабочего низкой квалификации на Ford — 16 000 рублей, но за полгода она может вырасти до 25 000 рублей в месяц. Рабочий в условиях действующего завода может пройти обучение и повысить квалификацию и, соответственно, заработок.
Во всем мире Toyota считается одним из самых надежных работодателей, говорит партнер Transearch / TopHunt International Ольга Чеботкова. По ее словам, в Японии у компании действует система пожизненного найма: рабочий приходит на завод и трудится на нем до пенсии, а иногда даже и до самой смерти. Но в российских условиях такой подход не срабатывает: рабочие понимают, что при кадровом дефиците могут продать себя дороже, меняя работодателей, рассуждает она.
В затратах автопроизводителей заработная плата не превышает 10%, оценивает аналитик A. T. Kearney Евгений Богданов. Это не так много, но концерны обычно контролируют все издержки с самого момента запуска проекта, говорит он. Их стремление сэкономить на рабочей силе при открытии местных производств понятно, считает управляющий директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин. Когда принимались решения о строительстве предприятий, рабочая сила стоила дешевле. По его словам, с кадровыми проблемами столкнутся все производители автомобилей, запускающие сборку в стране.
|