VII Съезд Независимого профсоюза горняков России
г. Москва
24 – 25 января 2008 г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ «О безопасности труда и здоровья при работе на шахтах».
Президенту РФ
Правительству РФ
Депутатам Государственной Думы РФ
Произошедшие на шахтах «Ульяновская», «Юбилейная», «Комсомольская» весной-летом 2007 г. взрывы метана и угольной пыли приведшие к гибели сотен шахтеров подтвердили, что шахтерский труд безопаснее не становится.
Независимый профсоюз горняков России заявляет – в стране существуют серьезные проблемы с безопасностью труда в угольной отрасли, в особенности в обеспечении безопасности граждан России, работающих под землей – шахтеров.
Независимый профсоюз горняков России считает, что основная причина кроется в отсутствии комплекса организационных и правовых мер по гарантированному обеспечению безопасности людей под землей.
Именно мер по обеспечению безопасности граждан России, работающих под землей – шахтеров, а не мер по обеспечению правил ведения горных работ, о нарушении которых рассуждают чиновники, собственники и их менеджеры при обсуждении причин или мер предотвращения аварий на угольных шахтах.
В настоящее время налицо рассогласование роли, задач и интересов государства, собственников и граждан России, работающих под землей – шахтеров.
Никто целенаправленно и системно в рамках государства не анализировал действия, ошибки и недочеты, приведшие к авариям и взрывам: организационные, технические, главные, сопутствующие - с внесением изменений в законодательство и Правила безопасности.
Собственники угольных шахт, ставя во главу угла получение прибыли, не принимают необходимых мер для того, чтобы управление и работа шахты, с точки зрения соблюдения жизни и здоровья шахтеров, осуществлялись эффективно.
Руководители и иные ответственные административные работники шахт зачастую не обладают достаточной квалификацией, в том числе прогнозированием горно-геологических условий, проектированием, надзором и контролем за ведением горных работ на шахтах.
Граждане России, работающие под землей (шахтеры) поставлены в такие социальные и экономические условия, при которых забота о здоровье и безопасности отходит на второй план – на первый выходит стремление обеспечить семьям достойное материальное существование.
К этому шахтеров прямо толкает существующая система оплаты и мотивации труда, когда оплата производится за индивидуальные и (или) коллективные результаты работы. Организация труда и система оплаты труда устроены так, что все действия рабочих, и инженерно-технических работников под землей завязаны на добычу угля и получение собственником прибыли.
Государство, в лице чиновников, и собственники угольных шахт не желают соблюдать рекомендации Международной организации труда и перекладывают всю ответственность на граждан России, работающих под землей – шахтеров.
В Инструкции Международной организации труда 1986 г. «Безопасность труда и здоровья при работе на угольных шахтах»:
1. Основные обязанности правительства насчитывают 5 (пять) пунктов.
В том числе предусматривается, что правительство «обязано обеспечить эффективную законодательную базу, гарантирующую безопасную эксплуатацию шахт и минимальный риск для здоровья шахтеров».
Должен также существовать специальный орган, который обладает необходимыми полномочиями, техническими средствами и властью для обеспечения соблюдения законодательства на всех шахтах. Он, также, должен иметь право устанавливать нормы и правила для отдельной шахты, отвергать и вносить изменения в проекты горных работ, разработанные менеджерами шахт.
2. Основные обязанности собственников угольных шахт и назначаемых ими руководителей и иных ответственных работников шахт состоят из 29 (двадцати девяти) пунктов. По этим рекомендациям собственники обязаны «сделать все, чтобы работа на шахте была безопасной и не наносила ущерба здоровью рабочих».
3. Основные обязанности рабочего включают в себя только 1 (один) пункт:
а) Заботиться о здоровье и безопасности как своей собственной, так и других рабочих, которые могут пострадать от его действий или упущений;
б) Сотрудничать с работодателем или другим лицом в отношении выполнения обязательств и требований, налагаемых на них (работодателей, других лиц) или определенных законом в той степени, в которой это необходимо для выполнения данных обязательств или требований.
А какое состояние с обязанностями государственных органов, собственников и рабочего у нас в России?
Российским законодательством и Правилами безопасности в угольных шахтах практически все обязанности по соблюдению техники безопасности возложены на непосредственных исполнителей работ – граждан России работающих под землей – шахтеров. Мало того, предусмотрена материальная ответственность исполнителя за нанесение ущерба предприятию (собственнику).
Как разнятся подходы Международной организации труда с существующим у нас в России положением дел на угольных шахтах!
Независимый профсоюз горняков России заявляет, что давно уже назрела необходимость срочного создания законодательных требований по минимизации риска нахождения людей под землей и безопасной эксплуатации угольных шахт.
В число таких законодательных требований, как минимум, должны быть включены следующие требования:
1. Законодательное установление минимального размера месячной заработной платы (месячной тарифной ставки) шахтера, в размере не ниже реального социального минимума работника, занятого тяжелым физическим трудом и на работах с вредными (особо вредными), опасными условиями труда.
Такой реальный социальный минимум должен включать в себя: стоимость расходов на питание и непродовольственные товары, стоимость различных услуг и обязательных платежей и иных расходов, необходимых для поддержания работника в общественно нормальном состоянии жизнедеятельности, и для содержания его семьи.
Этот социальный минимум должен позволять шахтеру не терять значительной доли заработка, в случае невыполнения им нормативов и норм труда по причинам устранения нарушений, соблюдения техники безопасности и простоев не по его вине.
В настоящее время минимальная месячная тарифная ставка, для работников угольной отрасли устанавливается путем переговоров между собственниками и профсоюзом, входящим в ФНПР. Для рабочих I разряда, занятых на подземных работах по добыче угля, они установили минимальную месячную тарифную ставку в размере 3 800 рублей.
Такой размер базовой тарифной ставки в несколько раз ниже реального прожиточного минимума работника занятого тяжелым физическим трудом в опасных условиях труда.
При такой базовой тарифной ставке и сдельно-премиальной системе оплаты труда, когда зарплата шахтера зависит только от объема добычи, а не от соблюдения правил ведения горных работ и техники безопасности, шахтеров практически вынуждают терять осторожность, игнорировать появляющиеся опасности.
2. Меры по снижению взрывоопасности шахт и обязательных способов дегазации и меры по снижению пылеобразования, как источника профессиональных заболеваний и взрывов большой разрушительной силы.
Обязательный подземный способ дегазации пластов и горного массива на шахтах III категории и сверхкатегорийным, а также на шахтах иных категорий, где средствами вентиляции невозможно снизить содержание метана в горных выработках до норм, определенных Правилами безопасности.
Дегазация угольных пластов с поверхности в масштабе месторождений для подготовки запасов угля к выемке, по согласованию с государственными органами.
Создание эффективного контроля за образованием (скоплением) пыли и применение эффективных мероприятий борьбы с угольной пылью, чтобы исключить случаи, когда меры борьбы с пылью осуществляются раз в неделю (сутки), а взрывная концентрация при максимальной интенсивности работ образуется за сутки или даже несколько часов.
3. Введение такого обязательного ограничивающего критерия, при определении норм и нормативов труда, как минимальный риск для здоровья и жизни шахтера.
Они должны рассчитываться, в первую очередь, из этих условий, а не из производительности машин, конвейеров и иных механизмов – если риск здоровью и жизни увеличивается – нормы и нормативы обязаны снижаться.
4. Меры экономического воздействия на собственников, с целью принудить их относиться к здоровью рабочих, также, как к своему личному здоровью.
Обязанность собственников выплачивать крупные компенсации и нести пожизненную материальную ответственность перед рабочим в случае нанесения ему ущерба здоровья или членами его семьи, в случае гибели.
Нынешние компенсации за гибель шахтера в размере одного миллиона рублей, при миллиардных получаемых прибылях, совершенно не стимулируют собственников обеспечивать безопасность труда и заботиться о здоровье шахтера. Для него важнее, чтобы оборудование осталось в рабочем состоянии, которое при взрывах метана, угольной пыли или иных авариях практически не повреждается.
В последнее время в России власть много говорит о «вхождение страны в пятерку развитых стран», о других амбициозных проектах и пожеланиях.
А развитых странах давно ушли от предписывающего законодательства в области безопасности эксплуатации угольных шахт, которые только устанавливают обязанности исполнителя, технические и санитарные стандарты работ. В этих странах используется законодательство, требования которого основано на системе управления техникой безопасности, базирующейся на оценке риска, в первую очередь, риска для здоровья и жизни шахтера.
Независимый профсоюз горняков России считает, что между пожеланиями и реальным их воплощением, должны находиться реальные дела, состоящие из реальных ощутимых усилий в этом направлении.
Граждане России должны видеть и ощущать, что мы, как страна, действительно движемся к цивилизации, а не просто говорим об этом.
Независимый профсоюз горняков России требует – если Россия считает себя цивилизованным государством, то она просто обязана, в срочном порядке принять именно такое законодательство, нормы которого гарантировали бы минимальный риск для здоровья и жизни граждан России работающих под землей - шахтеров.
Сколько нужно еще похоронить граждан России, чтобы понять простую истину - никакие экономические показатели и достижения, а, равно как и трудности, не стоят дороже жизни человека, горняка!
|