7 февраля руководство филиала «Nestle Россия» в Перми в очередной раз отвергло предложения профсоюза о минимальном повышении зарплаты для наименее оплачиваемых работников на 2.300 рублей и, таким образом, не допустило разрешения конфликта. Стороны подписали протокол разногласий, что означает начало следующего этапа коллективного трудового спора. Трудовой конфликт на фабрике развивается с декабря, когда рабочие выдвинули требования по повышению зарплаты на 40%.
К этому шагу их подтолкнули зарплаты, в течение нескольких лет существенно отстающие от роста цен, из-за чего часть рабочих вынуждена регулярно сдавать кровь, чтобы добавить к зарплате хоть несколько сотен рублей. Минимальная базовая зарплата на предприятии на декабрь 2007 г. составила 6221 руб., что немногим выше официального прожиточного минимума. При этом в Пермском крае инфляция за 2007 год составила более 16%, почти вдвое превысив прошлогодний показатель. Это самый высокий уровень инфляции в стране. Только минимальный продуктовый набор подорожал почти на четверть. Рост цен продолжился и в 2008 году: тарифы на коммунальные услуги увеличены на 20%, на электроэнергию - на 14%, на газ - на 25%.
Поначалу Nestle вообще отказала профсоюзу в праве на ведение переговоров о зарплате. Руководство фабрики согласилось сесть за стол переговоров только после пикета, проведенного профсоюзом 25 декабря 2007 года. Однако настоящими переговорами этот процесс назвать нельзя. Несмотря на готовность профсоюзной организации пойти на компромиссные варианты и существенное снижение изначальных требований, руководство фабрики не сочло нужным существенно менять свою позицию. Напротив, в полном соответствии со своим первоначальным планом администрация в одностороннем порядке осуществила повышение зарплаты на 15%, что ниже официального уровня инфляции по краю.
Сейчас администрация согласилась накинуть еще 1,5% к уже объявленной сумме. Т.е. общее повышение должно достичь 16,5%. Профком готов пойти на этот компромисс при условии, что минимальное повышение для наименее оплачиваемых работников составит 2300 рублей. Но руководство компании оказалось против.
Одновременно Nestle оказывает давление на профсоюз, отключив профком от внутренней компьютерной сети накануне пикета, и запугивает рабочих на производственных собраниях закрытием фабрики в случае, если они не откажутся от своих требований. Когда это не произвело желаемого впечатления на рабочих, Nestle пошла дальше.
Менеджеры потребовали от рабочих заполнить поименную анкету, уточняющую не только степень их доверия к профсоюзу и готовность поддержать протестные действия, но и уровень доверия к президенту, губернатору края Чиркунову, другим политикам и политическим партиям. Это – явное нарушение прав человека. Конкретизируя международные нормы, статья 86 Трудового Кодекса РФ устанавливает, что «работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни».
Члены профсоюза не намерены мириться с подобным поведением администрации. «Мы настаиваем на существенном улучшении предложения работодателя и немедленном прекращении всех попыток давления на работников и препятствования профсоюзной деятельности. Наши члены по-прежнему готовы к активным действиям и нас поддерживают рабочие других заводов – члены профсоюза работников АПК», - заявила Лариса Селиванова, председатель первичной профсоюзной организации.
|