Борьба за трудовые права в России активизировалась и вышла на новый этап – сейчас мы являемся свидетелями того, как она наполняется новым смыслом. В конце 1980-х всплеск профсоюзного движения произошел на фоне общего недовольства союзной бюрократической системой. Вспомним рабочие комитеты Прокопьевска и Кемерово – независимые организации шахтеров и горняков, резко критиковавшие советское руководство. Именно тогда родилась часть нынешних независимых профсоюзов.
В 1990-е годы рабочие протесты носили иной характер. Это были протесты отчаяния. Люди просто выживали. О далекой перспективе никто тогда не думал. Зарплату, самую минимальную, не платили годами и трудящиеся, чтобы получить хотя бы часть задолженности, шли на самые решительные шаги: устраивали «рельсовые войны», перекрывали шоссейные дороги, проводили недельные митинги перед Домом правительства. Официозные же профсоюзы тогда часто не решались вступать в конфликт с властями. Так появилась другая часть независимых профсоюзов.
Сейчас ситуация 90-х годов еще во многом сохраняется. Огромное количество людей в нашей стране по-прежнему не живет, а выживает. Пусть даже в силу роста отечественной экономки, эта проблема уже потеряла свою непосредственную остроту.
При этом мы наблюдаем совершенно новые явления. Люди начинают протестовать не от отчаяния, а осознанно. После хаоса 1990-х в России начинает выкристаллизовываться новая социально-экономическая система – с четкими законами, понятными связями. Противоречия между трудом и капиталом становятся более явными. И люди задаются вопросом: кто же создает богатство страны, пресловутый рост экономки. Владельцы предприятий? Управляющие? Или сами работники? И почему доход от этого роста распределяется так не справедливо. Люди чувствуют, что создают они значительно больше, чем получают. А еще люди начинают думать о перспективе. Не только о том, чтобы выжить. Но и о том, чтобы купить жилье, воспитать детей и дать им будущее, помочь родителям, иметь разнообразный досуг и т.д. Достаточно ли для этого платят наемным работникам? Нет, не достаточно, считают сами работники, и с этим трудно не согласиться.
Итак, подведем некоторые итоги круглого стола:
· участники дискуссии сошлись в том, что в России ширится борьба работников за трудовые права. Наблюдается как рост протестных акций, так и рост числа независимых профсоюзов. Правда, зачастую действия профсоюзов замалчиваются, не регистрируются официальной статистикой. И лишь громкие, скандальные акции привлекают внимание общественности и СМИ.
· принятый еще в 2002 году Трудовой кодекс значительно ухудшил положение работников. Забастовка фактически объявлена вне закона. Но эффективна борьба за трудовые права возможна. Против владельцев предприятий и госорганов можно использовать их же оружие – противоречивость и запутанность законов. Но законодательство, в принципе, сейчас вторично. Главное активность и решительность.
· активисты и профлидеры преследуются, их незаконно увольняют и даже избивают. Независимые профсоюзы готовы объединяться и уже начали этот процесс. Наблюдается сотрудничество низовых структур, ВКТ и КТР планируют создать единый профцентр.
· по вопросу об участии профсоюзов в политике были высказаны разные мнения. Но неоднократно озвучивалась мысль о том, что защита интересов человека труда это и есть политика. И действительно, бизнесмены идут в политику, чтобы защитить свой бизнес. Отсюда строится все – внешняя и внутренняя политика, хозяйственная стратегия, политика в налоговой сфере, в области трудовых отношений и СМИ.
Профсоюзы также должны решительно заявлять политические требования. В противном случае в споре с работодателем они всегда буду на вторых ролях.
Что мы видим? С одной стороны, растет протестная активность, независимые боевые профсоюзы начинают объединяться, а с другой – принимается антипрофсоюзный Трудовой кодекс, жесточайшим образом преследуются активисты. Налицо две противопоставленные тенденции. При этом существенная часть экспертов, как минимум, не исключает серьезную претензию профсоюзов на участие в политике в будущем.
И вот здесь у государства появляется выбор. Либо хоть до некоторой степени пойти на встречу наемным работникам. Сменить либеральные ориентиры на умеренно социалистические. Либо продолжать отстаивать исключительно интересы работодателей-коммерсантов. В последнем случае, зажим рабочих протестов не решит проблему, а лишь переведет ее в иное агрегатное состояние. А закипание протестов в замкнутом пространстве может обернуться взрывом.
|