Сообщение о грядущем массовом сокращении появилось в середине августа в некоторых Интернет-СМИ. Мы решили выяснить обстоятельства возникновения и развития ситуации. С этой целью мы обратились за комментариями как к представителям работодателя, так и к профсоюзной стороне.
СЕВЕРНЫЙ ПЕРЕПОЛОХ
Энергетики Архангельской области в тревоге. Как рассказала председатель Архангельской территориальной организации Всероссийского «Электропрофсоюза» Ольга Пермиловская, 1 сентября текущего года на предприятиях Главного управления (ГУ) ОАО «ТГК-2» по Архангельской области будут уволены 402 человека: работники подразделений архангельской ТЭЦ, северодвинской ТЭЦ-1, северодвинской ТЭЦ-2, «Архангельских городских тепловых сетей», «Северодвинских городских тепловых сетей», и исполнительного аппарата ГУ ОАО «ТГК-2» по Архангельской области.
О предстоящем увольнении работникам стало известно 30 мая из приказа за подписью генерального директора компании Андрея Вагнера. Согласно приказу, причиной сокращения является изменение структуры предприятия. Только в чем заключается это изменение, для энергетиков осталось загадкой.
- Увольнение людей ничем не обосновано, - считает Ольга Пермиловская. - Никакими аргументами оно не подкреплено. В чем будут заключаться структурные изменения? Позицию работодателя мы понять не можем. Сам он находится в Ярославле. А его представитель, управляющий директор ГУ «ТГК-2» Александр Киселев, никаких объяснений не дает.
«ТГК-2» является крупной теплоэнергетической компанией. Она включает в себя генерирующие предприятия шести регионов: Архангельской, Вологодской, Костромской, Новгородской, Тверской и Ярославской областей. Штаб-квартира компании находится в Ярославле. Естественно, архангельским энергетикам трудно узнать и понять политику работодателя. По словам Ольги Пермиловской, в связи с предстоящими увольнениями энергетики не уверены, справятся ли они со своей работой. Ведь надо готовиться к зиме. А у них расширяется зона обслуживания. Из-за нехватки рабочих рук сотрудникам придется выполнять еще несколько работ. Например, оперативный персонал будет теперь косить траву, вырубать на территории станций деревья. И как в этом случае им справиться с поставленными профессиональными задачами за восьмичасовую смену, непонятно.
- Теперь на одного человека будет целый километр объема работ, - говорит Ольга Валентиновна, - это просто немыслимо. Начальники цехов и мастера за голову хватаются. Как им теперь работать? Кто все будет делать? И при этом никакой компенсации за дополнительную работу не предвидится.
По мнению Пермиловской, сокращение на производстве может повлечь за собой печальные последствия для жителей. Ведь они живут в северных условиях. В Архангельске только одна ТЭЦ. Запасных нет. Сама отрасль энергетики - дело очень ответственное. Требует от специалистов наличия высоких профессиональных качеств. А таких профессионалов уже почти не осталось.
- Настоящих специалистов давно уже отправили на пенсию, - объясняет Ольга Пермиловская. - Молодежь, которая приходит им на смену, не обладает достаточным опытом для работы на производстве. Да и производством управляют кто угодно, только не энергетики. Они ничего не понимают в специфических вопросах отрасли. Поэтому они технически не могут гарантировать зимой безопасность жителям. Конечно, сейчас прямой опасности не существует. Тем не менее, мы опасаемся за зимний период. Киселев оптимистично рапортует правительству, что зиму выстоим, справимся. Только он не говорит, какой ценой.
А что же работники предприятия? Бастовать им нельзя, не имеют права. На улицы выходить не собираются: боятся потерять свои места. Им остается только возмущаться. Работники стали писать коллективные письма в ВРК «Электропрофсоюза» с просьбой о помощи. Одно такое письмо руководство профсоюза направило губернатору области Илье Михальчуку. В ответ губернатор дал распоряжение создать рабочую группу, которая 2 июля провела совещание. Только эта встреча не дала положительных результатов.
- На совещании чиновники нам сказали, - говорит Ольга Валентиновна, - что, согласно Трудовому кодексу, они не могут вмешиваться в хозяйственную деятельность субъекта-собственника. Тем более что здесь идет речь о частной собственности. А раз так, то как-то повлиять на уменьшение количества увольняемых работников они не в состоянии. Единственное, что могут потребовать члены администрации, так это готовности предприятия к зиме. Это их прямая обязанность, и они это сделают. Поэтому на совещании решили, что данный вопрос будет ежемесячно рассматриваться областной администрацией.
- Работники нас обвиняют в бездействии, - с горечью говорит Ольга Пермиловская. - Говорят, что мы ничего не делаем. А чем здесь можно помочь, если явных нарушений прав работников нет? Соблюдая законы, работодатель поступает умно. И повлиять на отмену решения о сокращении мы не можем. Конечно, если права будут нарушены, то мы станем в индивидуальном порядке защищать работников в суде. Это наша обязанность. А если нарушений нет, то и помочь никому нельзя. Поэтому сейчас нам остается только следить за событиями и успокаивать людей.
РАЗВИТИЕ ТРЕБУЕТ СОКРАЩЕНИЯ
Зачем же руководству компании понадобилось сокращать рабочие места энергетиков? Мы пытались выяснить этот вопрос у генерального директора ОАО «ТГК-2» Андрея Вагнера. В Ярославле ответили, что он в командировке. Ситуацию согласился прокомментировать начальник Департамента по взаимодействию со СМИ компании «ТГК-2» Михаил Чирков. Как рассказал Михаил Борисович, сокращение произойдет в связи с пересмотром организационных структур энергопредприятий. Обновление структур коснется не только Архангельской области, но и остальных регионов компании. Основная цель такого мероприятия - увеличение эффективности управленческой структуры. В связи с этим, прежде всего будет уволен управленческий персонал энергопредприятий. Увольнение затронет также людей предпенсионного и пенсионного возраста.
- Данный процесс абсолютно нормальный, - говорит Михаил Чирков. - Компания развивается, и перед ней с каждым годом встают новые задачи. Они могут потребовать как увеличения, так и уменьшения численности работников. Это вполне нормально. При сокращении рабочие специальности, естественно, будут затронуты в меньшей степени, чем управленческий аппарат. Мы же не можем проводить теплоэнергию без специалистов. Все действия компании проводятся в соответствии с действующим законодательством. Это подтвердили представители служб социальной защиты и занятости, которые проводили у нас проверки. Также мы вели переговоры с профсоюзами. Во всех регионах, кроме Архангельска, к нашей политике отнеслись с пониманием. Никаких претензий не было. Филиалы везде работают. Готовятся к зиме в соответствии с графиком. Компания стремится, чтобы новая структура отрицательно не сказывалась на работе предприятия. Так что позиция архангельского профсоюза нам просто непонятна.
ТРЕТЕЙСКИЙ СУДЬЯ
В качестве третейского судьи Михаил Чирков посоветовал обратиться к председателю Ярославской территориальной организации «Всероссийского Электропрофсоюза» и Совета представителей первичных профорганизаций «ТГК-2» Герману Орлову. Как рассказал Герман Аркадьевич, руководство компании действительно вело переговоры с профсоюзами по поводу сокращения численности работников. В ходе переговоров Совет представителей первичек заключил соглашение с администрацией «ТГК-2» о компенсациях увольняемым энергетикам и мерам по их трудоустройству.
- Как работодатель распоряжается трудовыми ресурсами, это его дело, - говорит Герман Орлов. - Трудовой кодекс ему это позволяет. Наше дело - защитить людей, чтобы они в процессе сокращения не пострадали, не остались без средств к существованию. Об этом мы и просили руководство компании, и заключили соглашение. Мы договорились, что если какая-то должность будет сокращена, работнику будет предоставлен выбор рабочих мест в соответствии с его квалификацией. Чтобы он и трудоустроен был, и в зарплате не потерял. А если такого места не найдется, работник будет уволен по сокращению с соответствующей компенсацией. В настоящее время идет процесс реализации этого соглашения. Оно также распространяется на Архангельскую область. Там, если уволенный в течение шести месяцев не найдет работу, компания будет ему выплачивать среднемесячный заработок.
Если работодатель готов действовать по закону, почему же Архангельский обком профсоюза не находит с ним общего языка?
- То, что в Архангельске люди волнуются, это недоработка администрации Главного управления «ТГК-2» по области, - считает Герман Аркадьевич. - Ведь работникам надо объяснить, как они будут работать в новых условиях. Люди справедливо хотят знать, будет ли им повышена зарплата за дополнительную работу. Или, может быть, в котельных введут какую-нибудь современную технику. Для них сложность в том и состоит: справятся ли они с дополнительными нагрузками за смену? А администрация никакой информации рабочим не дает. Даже профсоюз не знает, что у Киселева на уме...
Естественно, вынужденная слабость позиции областного правительства и профсоюза не может удовлетворить энергетиков. Они обижаются, говорят, что их никто не защищает. Только чем же им поможет профсоюз? Ведь работодатель по отношению к работникам законодательства не нарушает. Все положенные по закону процедуры он проводит. Коллектив об увольнении предупрежден. Преимущественное право оставления на работе соблюдается. Профсоюзное мнение тоже учитывается. Так что придраться не к чему.
КОММЕНТАРИЙ
Руководители профорганизаций компании по-разному видят последствия проводимых сокращений. Поэтому за разъяснением мы обратились к заместителю председателя Всероссийского «Электропрофсоюза» Юрию ОФИЦЕРОВУ.
- Конечно, наше заключение по поводу решения руководства компании о сокращении работников было отрицательным. Мы направляли письма руководству компании, пытались повлиять на политику в области трудовых отношений. Но, к сожалению, к нашему мнению не прислушались.
Соглашение, заключенное работодателем и профорганизацией ТГК-2, будет выполнено. У нас имеется подобный опыт. Однако в том, что подпавшие под сокращение люди будут трудоустроены, никто никаких гарантий не даст. Тем, кто уволится, конечно, выплатят компенсации. Только легче от этого не будет. Компенсации никак не заменят потери рабочего места.
Кроме того, технологический процесс остался прежним. Только вот количество занятых в нем работников уменьшается, и соответственно увеличивается нагрузка на оставшихся на работе людей. Возникает риск технологических сбоев, что заставляет задуматься о правильности подходов собственников. Причем при увеличении объема работ, нагрузок на специалиста никто не собирается за это доплачивать. Это, конечно, незаконно. Но в данном случае работник или примет такие условия, или уволится. Выбора нет. К сожалению, в ТК много белых пятен, позволяющих работодателю проводить такие процедуры.
Все это, конечно, нас не может радовать. Сейчас могут быть только активные действия, предусмотренные ТК РФ, вплоть до забастовки. Других рычагов воздействия на работодателя нет. Мы готовы к любому сценарию. Ждем сигнала, определенной инициативы от первичек и территориальной организации. Автор: Лозован Дмитрий
|