Противоречие между «казаться» и «быть» старо, как мир. И хотя сегодня, когда быстрые «решения вопросов» ценятся зачастую выше достижения долгосрочного успеха, остаются вещи, которые невозможно заменить ни «правильными» словами, ни красивым и дорогостоящим пиаром. Например, такие, как: забота, честность, порядочность… ответственность.
Словосочетание «социальная ответственность», похоже, входит в моду в среде крупного бизнеса, особенно выходящего на международный уровень. Быть социально ответственным, со всем набором приличествующих случаю «деклараций», «хартий», «коллективных договоров», является comme il faut во взаимоотношениях с зарубежными партнерами, такую запись приятно поместить на корпоративный сайт, буклет, невзначай упомянуть в интервью серьезному изданию…
Однако, примеряя на себя звание «социально ответственных», некоторые компании предпочитают забывать о содержании этого понятия. А между тем, в него входят не только декларации, но и следование им в своей каждодневной деятельности, т.е. реальные дела, которые, к сожалению, на практике оказываются совсем не таким «красивыми», как на глянце отчетов.
Например, крупнейший пивоваренный концерн «Карлсберг» декларирует приверженность принципам не только корпоративной, но и социальной ответственности. В мае 2008 года компания добровольно присоединилась к Глобальному договору ООН в области прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и борьбы с коррупцией. И хотя данный договор не является юридически обязывающим, он не должен являться исключительно ПИАР каналом, а присоединение к нему возлагает на компании моральные обязательства по следованию содержащимся в нем принципам, в частности:
Принцип 3: «Деловые круги должны поддерживать свободу объединения и реальное признание права на заключение коллективных договоров»;
Принцип 6: «Деловые круги должны выступать за ликвидацию дискриминации в сфере труда и занятости».
Однако почему-то, благие намерения и декларации транснациональных компаний, таких как «Карлсберг», часто расходятся с их поведением в сфере трудовых отношений в России.
Так, вопреки всем попыткам ОАО «Пивоваренная Компания Балтика» (принадлежит «Карлсберг») завоевать имидж примерного социально ответственного работодателя, в компании продолжается систематическое давление на профсоюзы, позволившие себе иметь собственное мнение по принципиальным вопросам, касающимся интересов работников их предприятий. Мало того, что компания последовательно проводит политику уничтожения профсоюзов на своих предприятиях (Санкт-Петербург, Тула, Красноярск), а там где это не удается, вытесняет их из социального диалога с работниками, так еще и применяет при этом методы, которые никак не вяжутся с представлением о цивилизованном корпоративном поведении.
Недавно стало известно, что на этот раз объектом нападок стал профком Профсоюза работников АПК РФ Воронежского филиала, чья принципиальная позиция по заключенному в мае 2008 года единому колдоговору с СТК вызвала недовольстве администрации завода. По мнению профсоюза, в процессе заключения коллективного договора, подписанного «Балтикой» в мае этого года, работодателем была сознательно нарушена процедура, предусмотренная Трудовым кодексом РФ, в результате чего права первичных профсоюзных организаций и общенационального Профсоюза работников АПК в трудовых отношениях были ущемлены, а в колдоговор не были включены важные для работников положения, касающиеся механизма повышения оплаты труда, гарантий профсоюзной деятельности и т.д.
Местная администрация позволила себе открыто вмешиваться в дела профсоюза, пыталась дискредитировать председателя первички перед членами профсоюза и другими работникам, а когда не получилось, пыталась давлением заставить председателя Романа Снопова изменить свою позицию, подписать заготовленное заранее «покаянное» письмо, а линейные менеджеры стали настойчиво понуждать работников выходить из профсоюза. Однако все это оказалось напрасным. Ни персональное давление, ни попытки дискредитировать профсоюз и его лидера не привели к желаемому результату. Профсоюз и его председатель пользуются пониманием и поддержкой в трудовом коллективе завода. Кроме того, о своей солидарности с Воронежской первичной «Балтики» заявили другие профсоюзы на российском и международном уровне.
Но после провала «лобовой атаки» на профсоюз и его лидера, компания не отказалась от намерений «зачистить» площадку от профсоюза, а просто изменила тактику: местная администрация через своих менеджеров «индивидуально работает» с членами профсоюза, заставляя их подать заявление о выходе. Кого припугнут выговором или увольнением, вспомнив «старые грешки», кому должность посулят, а кому-то проблемы по работе. Однако, факты налицо – под нажимом администрации, объявившей войну рабочим профсоюзам, внезапно пошли заявления о выходе….
И все же враждебность к профсоюзам, тем более давление и вмешательство в дела профсоюза, не сочетаются с понятием о цивилизованных трудовых отношениях в современном мире, тем более, с понятием «социальная ответственность», которая есть нечто большее, чем копирование списка красивых деклараций, «миссий» и подписание Социальных Хартий и Глобальных договоров.
Социальная ответственность – это как культура, она либо есть, либо ее нет, и тогда ее отсутствие не скроешь ни за каким модным фасадом, а многомиллионные инвестиции в социальный пиар могут быть в одночасье перечеркнуты «перегибом на местах» излишне рьяного менеджера. Но этим и проверяется наличие социальной ответственности в компании так же, как наличие пива под пеной проверяется лишь практикой…. Реальная социальная ответственность для «Балтики», как и для любой компании, стремящейся к позитивному социальному имиджу, означает, не только недопущение каких-либо враждебных действий в отношении профсоюзов как единственных полномочных представителей работников, но и добросовестные коллективные переговоры с ними.
|