|
|
|
Нынешний учебный год - последний в рамках экспериментальной комплексной программы модернизации, предложенной профильным федеральным министерством.
В каждом из четырех регионов, где проходит эксперимент - свои специфические проблемы. Но при этом в центре внимания педагогического сообщества - расчет учительской зарплаты. Многие преподаватели средних школ Воронежской области считают, что она начисляется «не по справедливости».
Чиновники от образования признают: действующая система оплаты труда далека от идеальной. И обещают: она будет совершенствоваться. По словам руководителя главного управления образования области Якова Львовича, они уже внесли некоторые изменения в расчеты оплаты труда.
Новая форма зарплаты, состоящей из двух частей - базовой и стимулирующей, - был задуман для того, чтобы учителя ушли от уравниловки и получали деньги по результатам труда. Но система эта оказалась чрезмерно громоздкой. Недовольство учителей началось с первых месяцев - повышение коснулось далеко не всех. В первую очередь, педагоги увидели «перекосы» в главных критериях, заложенных в модели: заработная плата зависела не от качества преподавания и его результатов, а от наполняемости классов и количества часов. Учителя категорически отказывались понимать: как можно сравнивать, например, «продвинутую» городскую гимназию и обычную школу, расположенную на окраине?
Не понравилось педагогом и то, что на оценку их труда могут повлиять родители, ученики и общественные советы: она, по мнению преподавателей, не может быть объективной и сводится к самому простому критерию - нравится педагог или не нравится. Много нареканий вызвало несправедливое, на взгляд многих учительских коллективов, распределение стимулирующей части зарплаты, отданное на откуп директорам.
Позиция профсоюзного лидера учительства Тамары Бирюковой в ответ на обращения была однозначной: «Платить нужно за полученное вузовское образование, за результативность преподавания, за стаж и профессионализм, а потом уж рассматривать дополнительные критерии».
Школам дана возможность, помимо основополагающих критериев, принять и другие, действовать более гибко. Как сообщил, директор учебно-воспитательного комплекса № 2 имени Киселева Николай Есин, стимулирующую надбавку учителя получают не только за наполняемость классов и количество часов, но и за стаж, качество преподавания, результативность. В этом году, к примеру, пятеро классных воспитателей получат надбавку за то, что их ребята не снизили успеваемость. Средняя зарплата по лицею в прошлом учебном году была около 10 тысяч рублей, в новом, уверен директор, будет выше.
Какие же коррективы предложили руководители областного образования? Во-первых, не будет строгой зависимости учительского заработка от наполняемости классов. Во-вторых, директорам теперь нет необходимости по привычке экономить выплаты из стимулирующего фонда - он существенно увеличен. Руководители областного образования дают понять, что они готовы прислушиваться к оценкам «снизу» - чтобы корректировать «зарплатные» критерии и дальше.
Справка
Семь месяцев (с момента федерального повышения оплаты труда учителям с 1 февраля на 14 процентов) средняя зарплата педагогов держалась на уровне 8147 рублей. По сравнению с 2006 годом она увеличилась на 86 процентов, из них 67 процентов роста обеспечил областной бюджет. В этом году фонд оплаты труда увеличится еще на 17 процентов - по обязательствам области.
|