24 октября активисты Социалистического движения ВПЕРЕД и местного отделения КПРФ провели раздачу листовок у проходной Тутаевского Моторного Завода. Наше появление у этого предприятия не было случайным. Экономический кризис, начавшийся в банковской сфере, уже перекинулся и на другие области экономики. Первым под удар попало автомобилестроение. Ничего удивительного, - это именно та отрасль, которая, возможно, больше всего зависит от банковской сферы, от кредитов и займов. Теперь, когда банки уже не слишком охотно выдают населению кредиты, спрос на автомобили, отнюдь не являющиеся товаром первой необходимости, существенно падает.
Как и полагается во время мирового кризиса - экономические проблемы появились у большинства автомобильных заводов по всему миру. Происходит сокращение производства с целью предотвращения «затоваривания» складов. Так, немецкий концерн Opel, филиал GM, остановил на три недели работу предприятия в Эйзенахе, а в Великобритании и Испании заводы Opel вскоре перейдут на сокращенную рабочую неделю. Приостановила свою работу Фабрика в Лейпциге, где собирают BMW 1 и 3 серии. Шведский SAAB временно закрыл свое предприятие в Швеции. Чешский автопроизводитель Skoda Auto планирует временно остановить работу трех чешских заводов на пять дней. Та же ситуация в Чехии: из-за кризиса снижается производство Tatra. И главное - все эти меры повлияют, в первую очередь, не на доходы владельцев производств, а на положение рабочих.
Приостановка производства означает уход в принудительный отпуск с оплатой 2\3 зарплаты. Кроме того, целый ряд заводов будет закрыт. Уже сейчас, когда кризис еще не достиг своего апогея, подразделение немецкого концерна Daimler по производству грузовиков закрывает два завода в Северной Америке. В результате будут уволены 3,5 тысячи рабочих и сотрудников администрации предприятий. Концерн Volvo Cars филиал Ford Motor объявил об увольнении 3,3 тысячи рабочих. По прогнозу МОТ (Международная организация труда), к концу 2009 году будут уволены 20млн. человек и уровень безработицы в мире вырастет до 210млн. И это очень оптимистичные цифры, основанные на прогнозе развития экономики, сделанном МВФ!
А что же в России? Еще несколько месяцев назад, премьер В. В. Путин заявил, что экономический кризис положительно скажется на экономике страны, что он сделает российские товары более конкурентоспособными. 22 октября министр промышленности правительства Подмосковья Владимир Козырев в интервью сказал, что кризис заставит предпринимателей модернизировать производство и более строго относиться к расходам. Не совсем понятно, как обстоят дела с модернизацией, но расходы предприниматели явно стремятся сократить. ОАО «Владимирский моторо-тракторный завод» (ВМТЗ) приостановило производство и отправило часть персонала в отпуск до 10 ноября.
Магнитогорский металлургический комбинат вынужден существенно сократить объемы производства. Встать на простой собирается и ОАО «Уфалейникель». О планах остановить конвейер по производству «Газелей» заявила Группа ГАЗ. Также появилась информация о снижении планов производства КАМАЗа, который может перейти на четырехдневную рабочую неделю. Сокращается производство на кировском шинном заводе «Амтел-Поволжье», который уже близок к банкротству (его долг составляет 800млн. $). Сокращение производства ведет к принудительным отпускам (с сохранением 2\3 зарплаты) и увольнениям. Так, на автомобильном заводе «Урал» собираются сократить до 10% персонала.
Как видим, свои расходы предприниматели собираются возмещать за счет трудящихся. А ведь все приведенные примеры - это только то, что достаточно легко обнаружить в интернете и СМИ. Для примера стоит рассмотреть ситуацию, сложившуюся в Ярославской области. Рабочих Ярославской области ожидают существенные сокращения. На ЯШЗ (Ярославский Шинный Завод) планируется увольнение 1200 человек, на ЯМЗ (Ярославский Моторный Завод) - 300 человек, на ТМЗ (Тутаевский Моторный Завод) - 1800 человек (Это каждый третий!!!). На ЯМЗ большую часть работников отправили в принудительный отпуск до начала ноября (по предварительным сведениям), Ярославский Завод Дизельной Аппаратуры прекратил производство до 14 ноября. Как видим, сокращения планируются практически на каждом заводе отрасли! Следовательно, уволенные рабочие вряд ли смогут в скором времени найти себе новую работу. Особенно остро, видимо, проблема безработицы встанет в Тутаеве - там при населении в 40 тыс. человек (а трудящаяся часть около 20 тыс), на улице окажется почти 2000рабочих, 10 процентов! Масштабы кризиса уже сейчас выглядят достаточно внушительно! На этом фоне особенно циничным выглядит стремление руководства ТМЗ, при перезаключении коллективного договора, отменить денежную компенсацию, в размере двухмесячной зарплаты, уволенным по штату сотрудникам.
Конечно, периоды экономических кризисов всегда оказываются наиболее сложными для профсоюзов: предприниматели и так теряют доходы, а тут еще рабочие о каких-то там правах говорят! К тому же в России настоящие, боевые профсоюзы можно пересчитать по пальцам. И все-таки даже в таких условиях только совместная, коллективная деятельность трудящихся может иметь положительный результат. Только через профсоюзы и другие формы объединения рабочие смогут отстоять свое право на труд и достойную жизнь. Если кризис вызван политикой правящих элит, их неуемным стремлением к прибыли, так почему должны расплачиваться рабочие? Пусть капиталисты сами расплачиваются за свой кризис! Автор: Харитонов Константин
|