|
|
|
ВАЗ объявил о кризисной остановке производства. 29 декабря конвейер предприятия закроют на три недели. За время простоя предприятие не выпустит более 20 тысяч машин, посчитали эксперты. Рабочие, которые из-за незапланированных каникул не получат треть оклада, не обрадовались продленным выходным.
Вслед за ГАЗом тольяттинский АвтоВАЗ, крупнейший автозавод в России, объявил о том, что в связи с кризисом остановит конвейер на три недели в конце года. «Изначально планировалось, что на Новый год рабочие уйдут отдыхать лишь 31 декабря, а уже 9 января уже выйдут обратно на работу», – пояснил источник, знакомый с ситуацией на предприятии. Теперь же нерабочими днями объявлены все дни с 29 декабря по 16 января. За дополнительные праздничные дни рабочие, согласно Трудовому кодексу (ТК), получат лишь 2/3 обычного оклада. Хотя в официальном сообщении ВАЗа речи о кризисе не идет, а остановку на предприятии объясняют исключительно необходимостью модернизировать оборудование перед запуском в серию универсала семейства LADA Priora, источники утверждают, что остановка связана в первую очередь с финансовым положением в стране.
«Во внутреннем приказе за подписью Алешина (Борис Алешин, президент АвтоВАЗа) говорится о том, что вынужденную остановку завода спровоцировал финансовый кризис: склады затоварены на два месяца вперед, а спрос на автомобильном рынке будет падать», – пояснил собеседник.
Решение ВАЗа остановить конвейер именно с 29 декабря связано с двумя моментами. Во-первых, это наиболее удобное время – остановка на Новый год и так была запланирована в любом случае. Во-вторых, для того, чтобы профсоюз не смог выдвинуть никаких претензий, работодатель по ТК обязан объявить о вынужденной остановке завода, как минимум, за два месяца.
На предприятии известие о вынужденных каникулах встретили без радости.
«Денег заплатят меньше. Чему же тут радоваться? Платят и так немного. Прожить на урезанную зарплату, конечно, можно, но придется затянуть пояса еще туже. На поездки за границу средств не хватало и раньше, а теперь и вовсе придется сидеть по домам, да глушить водку», – заметил один из рабочих.
Примечательно, что ВАЗ пошел на остановку конвейера, даже, несмотря на то, что в целом в условиях кризиса оказался в более выигрышном положении, чем большинство других автопроизводителей: из-за роста курса доллара цены на иностранных конкурентов увеличились, а на российские «Жигули», чьи расценки не привязаны к валюте, остались прежними. В результате дилеры констатировали рост продаж в некоторых регионах, не характерный для октября.
Однако, несмотря на неплохие продажи в этом месяце, избавиться от машин, скопившихся на складах, дилерам не удалось.
Всего на складах АвтоВАЗа, по некоторым данным, стоит около 100 тыс. непроданных автомобилей (с начала года в России компаниях продала 477 тыс. автомобилей). До конца года производитель планирует сократить эти запасы за счет госзаказа на 20 тыс. машин. «За время вынужденного простоя ВАЗ не выпустит еще примерно 20–22 тыс. машин», – рассказал генеральный директор агентства «Автостат» Сергей Целиков. То, насколько хватит остановки конвейера, по его словам, станет видно ближе к началу 2009 года. «Если курс доллара продолжит расти, спрос на «Жигули» будет достаточно хорошим, при таком раскладе ВАЗ без особых проблем распродаст излишки. В том случае, если доллар упадет, затоваривание складов предприятия продолжится. Тогда не исключено, что руководство снова решится остановить выпуск на заводе», – заметил эксперт.
|