|
|
|
Кризис наступает. Совсем еще недавно российские власти пытались делать вид, будто кризис Россию не затронет, или затронет совсем не существенно, а их идеологическая обслуга утверждала, что причины кризиса – отдельные ошибки отдельных лиц, или, на худой конец, отдельных правительств (к числу которых российское, конечно же, не относится). Сегодня даже российским правящим кругам все труднее становится делать хорошую мину при плохой игре. Речь идет не о проблемах какой-то одной страны, не о последствиях отдельных ошибок, и даже не об очередном крахе финансовых пирамид, к чему жители России уже привыкли за последние два десятилетия. Перед нами – общий, системный кризис мирового капитализма. Никто не останется в стороне.
Как и всегда, крупный бизнес стремится переложить проблемы на плечи тех, кто слабее него – на плечи рядовых трудящихся, людей, не пробившихся в ряды правящего класса и не накопивших капитал. Сокращения персонала еще только начинаются, но они уже затронули целый ряд отраслей, в том числе сферу услуг, строительство, автопром, машиностроение, металлургию.
Между тем, выделяя огромные средства для спасения нескольких банков и строительных корпораций, правительство вновь включает печатный станок. Колоссальная и ничем не обеспеченная эмиссия, в условиях спада производства, уже через два-три месяца обернется чудовищной инфляцией, которая обесценит зарплаты и пенсии, нанося страшный удар и тем, кто еще не успеет потерять работу. А падение покупательной способности населения лишь усугубит кризис, приведет к дальнейшему спаду производства и к новым массовым увольнениям.
Объективной потребностью подавляющего большинства населения становится проведение в жизнь антикризисной программы, защищающей жизненные интересы трудящихся, а не капиталистов.
В основе этой программы должны были бы быть:
1) постоянная, своевременная, стопроцентная индексация заработной платы для всех работников всех предприятий и учреждений
2) всемерное ограничение права предпринимателя производить массовые сокращения, всемерное расширение гарантий и обязательств предпринимателя перед увольняемым работником
3) первоочередное выполнение работодателем своих финансовых обязательств перед работником
4) обязательная национализация любого частного предприятия, которое, не справляясь с кризисом, обращается за государственной помощью
5) принятие и осуществление общегосударственной программы занятости для безработных
6) государственные инвестиции в инфраструктуру, в ЖКХ, в здравоохранение, в другие отрасли, жизненно необходимые для населения, развитие которых, помимо прочего, обеспечит реальный рост производства, занятости и покупательной способности трудящихся.
Предельно ясно, что существующая власть подобную программу выполнять не будет. Любая мера, в эту программу входящая, может осуществляться только под сильнейшим давлением снизу. Более того, любая из вышеперечисленных мер, даже формально принятая властью к исполнению, будет ею, в условиях бесконтрольности, извращена и сведена на нет. Даже самая простая из них, т.е. полноценная индексация заработной платы, не будет проведена в жизнь, учитывая постоянные махинации нашего государства с официальной статистикой и с официально признаваемым уровнем инфляции.
Программа борьбы с кризисом в интересах большинства населения может реально осуществляться, полностью или частично, лишь в той степени, в какой рядовые трудящиеся, на деле в ней заинтересованные, смогут объединиться, навязать правящему классу и его государственным органам свою волю, и установить, при этом, свой собственный действенный контроль над государством и над капиталистами.
Таким образом, экономические требования здесь непосредственно перерастают в политические. Речь идет о том, чтобы изменить соотношение сил между классами, ограничивая частнокапиталистическую собственность и буржуазно-бюрократическую власть контролем трудящихся. Антикризисная программа оказывается, в то же самое время, программой антикапиталистической.
Возможность реализации такой программы определяется массовостью левых политических организаций и боевых профсоюзов, их решительностью, ясностью понимания гигантских задач, стоящих перед ними.
В каком же состоянии подошло современное российское рабочее движение, российские левые политические организации и профсоюзы к кризису?
Российские антикапиталистические левые – это несколько сотен человек на всю Россию, раздробленных, к тому же, на большое количество мелких групп. Большинство профсоюзов, особенно входящих в ФНПР – это бюрократические монстры, в которых основная масса членов никак не связана с аппаратом и не может на него влиять. Бюрократия, господствующая в этих профсоюзах, слишком связана с властью и слишком ее боится, чтобы даже в условиях кризиса вести с ней хоть сколько-нибудь решительную и последовательную борьбу.
У альтернативных профсоюзов тоже большое количество недостатков. Некоторые из этих профсоюзов – это группы энергичных, самоотверженных, но очень малочисленных активистов. Некоторые другие работают скорее как правозащитные службы, чем как объединения наемных работников, ведущих коллективную борьбу. Немногие исключения (например, заслуженно известный профсоюз работников Форда во Всеволожске) лишь подчеркивают общую безрадостную картину. Добавим к этому еще крайне низкий уровень межпрофсоюзной координации действий, и подчеркнуто декларируемую аполитичность многих профсоюзов, и масштаб проблемы станет нам ясен.
Кризис ставит нас перед задачами, к решению которых мы не готовы, нам элементарно не хватает сил. Но он же дает нам шанс в относительно короткий срок эти силы увеличить.
Именно в период кризиса, когда лживость буржуазной идеологии делается максимально очевидной, а перспективы выживания рядового трудящегося человека в условиях капиталистической системы – максимально туманными, левые политические организации могут стать массовыми, если обратятся к людям на понятном им языке, объясняя окружающую действительность и предлагая привлекательную альтернативу.
Именно на начальном этапе кризиса, когда трудящиеся уже чувствуют общую угрозу, но производство еще не свернуто, а трудовые коллективы еще не распались, могут вырасти профсоюзы – если сумеют показать, что нужны трудящимся.
Для того, чтобы эти возможности реализовать, профсоюзам и левым нужен некоторый минимальный уровень начальной эффективности и начальной заметности для общества. По отдельности мы его не достигнем.
Мы призываем дружественные нам политические организации, всех антикапиталистических левых, всех профсоюзных и социальных активистов, которые осознают масштаб и опасность начавшегося кризиса, соединив свои усилия, создавать координационные комитеты, в составе антикапиталистических левых, профсоюзных и иных социальных активистов.
Подобные комитеты могут и должны стать центрами, организующими и ведущими региональные и общероссийские агитационные кампании, в том числе за стопроцентную и своевременную индексацию заработной платы, против массовых сокращений, и так далее. Центрами, которые будут соединять непосредственно экономическую и политическую борьбу. Центрами политической дискуссии; центрами кристаллизации политической программы массового антикапиталистического движения.
|