Небольшой (около 40 тысяч жителей) город Тутаев, расположенный в 60-ти километрах от Ярославля, с недавних пор сделался эпицентром рабочего протеста. Местные и областные власти пребывают в состоянии, близком к психозу. Ярославская область оглушена кризисом. Основа её экономики - предприятия моторостроения - уже в ноябре-декабре месяце стали переходить на трехдневку и массами увольнять работников - разумеется, без положенных по закону выплат. Те, кто пока не попал под увольнения, стали жертвами махинаций с зарплатой.
Тутаев - территория нищеты
На многих заводах зарплата не выплачивается вовсе, на большинстве - выплачивается в урезанном виде (хозяева не желают платить рабочим за дни вынужденного простоя). Итог - позорное первенство в ЦФО по зарплатным долгам и 60% (!) падение производства в машиностроительной отрасли, повальная безработица, усугубляемая 25% ростом коммунальных тарифов.
Наихудшее положение - в райцентрах, где и до кризиса зарплата подавляющего большинства не поднималась выше 8-10 тысяч. За последние месяцы бедность превратилась здесь в нищету, а застарелая разруха - в полный развал. В Тутаеве дело осложняется ещё и распрями внутри местной элиты: глава района Андреев, мэр города Васильев и гендиректор Тутаевского Моторного Завода Жуков ведут нескончаемую борьбу друг с другом, не забывая в то же время и о народе. Запланированный на 2009 год рост тарифов ЖКХ в Тутаеве беспрецедентен даже на фоне области - 40%!
На ТМЗ, где уже в ноябре-декабре прошли массовые увольнения, планируют сократить до 2-х тысяч человек, рабочие льнокомбината «Тульма» отправлены в месячный «отпуск» за свой счет, находящееся в состоянии затяжного банкротства МУП «Водоканал» готовятся продавать с торгов - его работников также ждут сокращения. Руководство официальных профсоюзов (прежде всего на ТМЗ) не только лояльно к работодателям, но и помогает им проводить сокращения.
Недовольство зреет
В этих условиях рост протестных настроений был неизбежен. Если 8 ноября митинг, организованный тутаевскими и ярославскими левыми, собрал лишь около 50-ти человек, то уже следующий, прошедший в декабре – 350-400 человек. Акция 18 января - уже от 500 (по оценкам милиции) до тысячи, и окончилась перекрытием трассы.
Местные коммунисты, лидером которых является 31-летний Алексей Шеповалов - выходец из леворадикальных кругов, ощутили возрастающую поддержку масс. Под петицией к губернатору, принятой на митинге 14 декабря, за две предновогодние недели подписались 3025 человек. Листок «Тутаевский рабочий» стал пользоваться успехом у горожан, и даже удостоился от местных властей эпитета «подрывного» и «подпольного» издания. В созданный по примеру Ярославля Комитет Гражданского Сопротивления Тутаева вошли рабочие ТМЗ, в том числе отдельные представители официального профсоюза.
Вернулись в строй некоторые активисты 90-х гг., как например Валерий Попов, основатель тутаевского стачкома, действовавшего в 1995-2002 гг. Постоянную помощь тутаевцам оказывают ярославские левые: КПРФ во главе с депутатом облдумы, председателем областного КГС, Александром Воробьевым, Социалистическое сопротивление и СД «Вперед».
Власти в панике
Паника, охватившая местное и областное начальство в преддверии воскресного митинга, не поддается описанию. Г-н Андреев начал бомбардировать губернатора Вахрукова жалобами на «экстремистов-подпольщиков», стремящихся «дестабилизировать обстановку» в тутаевском районе и действующих, конечно, по наущению Жукова и Васильева (последние, в свою очередь, обвиняли в поддержке экстремистов самого Андреева). Накануне акции губернатор провел специальное совещание, посвященное ситуации в Тутаеве. Уступая давлению сверху, администрация города отказалась санкционировать митинг, предложив организаторам собрать людей на не существующей площади!
Однако, убедившись в том, что организаторы не идут на уступки, в последний момент все же санкционировала акцию. Тем временем в Ярославле происходило нечто невообразимое. По имеющейся у нас информации из достоверного источника, утром 18 января бойцы одной из частных охранных структур были собраны по тревоге «в связи с возможными массовыми беспорядками в Тутаеве, Ярославле и Рыбинске». Охранникам в количестве около 150 человек выдали дубинки и пистолеты с резиновыми пулями. Был показан учебный фильм, отснятый во время разгонов московских «маршей», определена боевая задача - «прикрывать ОМОН». После этого, несмотря на ропот бойцов, их посадили в грузовики и держали в полной готовности на протяжении трех часов. Причем недовольным было предложено уволиться. Это кажется совершенно диким, но это факт. Власти почувствовали себя как на вулкане, хотя пока до них доходит лишь слабый дымок народного недовольства.
Митинг
Уже за полчаса до начала митинга на площадке перед «Звездным» толпились люди. К 15 часам число собравшихся достигло 500-700 человек - огромная цифра в масштабах Тутаева. Поддержать тутаевцев приехали активисты КГСТ из Ярославля и Рыбинска, в том числе представители свободного профсоюза «Солидарность» с Ярославского Моторного, КПРФ, Социалистического сопротивления и СД «Вперед». Трибуной ораторам служил высокий сугроб, перед которым было развернуто полотнище с лозунгом: «Нет увольнениям! Пусть за кризис платят те, кто его создал».
Открыл митинг Алексей Шеповалов. Начал он с того, что трижды спросил, присутствуют ли тут главы города и района, приглашенные организаторами для отчета о выполнении требований предыдущего митинга. Но ни глав, ни их представителей в толпе не оказалось. По рядам митингующих прокатился возмущенный ропот. Шеповалов озвучил резолюцию, в которой были повторены прежние требования - прекратить сокращения и незаконные вычеты из зарплат, заморозить тарифы ЖКХ на уровне 2008 г., создать антикризисную комиссию с участием наблюдателей от КГС, национализировать проблемные предприятия с долей государственного участия - и, констатировав бездействие властей, объявил о переходе к «решительным действиям». Митинг единодушно проголосовал «за».
Последующие ораторы говорили, прежде всего, о необходимости организации. Тутаевскому Комитету не хватает активистов для повседневной работы. Рабочие на предприятиях не организованы. Валерий Попов подверг резкой критике руководство официального профсоюза и призвал рабочих воссоздать тутаевский стачком. Лидер «Солидарности» Леонид Афанасьев от имени ярославских моторщиков выразил солидарность с тутаевскими коллегами и выразил возмущение роскошью олигархов, твердящих рабочим о необходимости «затянуть пояса». Я акцентировал внимание на том, что текущий кризис - естественное порождение капитализма. Только покончив с частной собственностью и рыночной стихией, рабочий класс сможет избавить себя от нищеты и безработицы. Мы собрались не для того, чтобы «заставить власть нас услышать» (она слышит нас прекрасно), а для того, чтобы сплотить свои силы для борьбы с этой властью.
Другой активист СоцСопра, тов. А-н, высказал ряд практических соображений о формах и методах сопротивления, и призвал митингующих активней включаться в работу Комитета. Алексей Шеповалов объявил митинг закрытым. Сразу после этого микрофон взял Александр Воробьев. «Власть наплевала на наши требования. Если мы уйдем, это значит, что мы утремся! Я - депутат, и беру всю ответственность на себя!» - объявил он и во главе группы активистов двинулся к проезжей части.
Блокада
Толпа последовала за нами. Милиция растерянно металась. Начальственного вида господин в меховой шапке беспомощно восклицал: «Куда?! Это же провокаторы!», но его уже никто не слушал. Около двухсот человек, схватившись за руки, перекрыли движение на оживленном перекрестке (здесь проходит большая трасса Ярославль-Рыбинск). Остальные толпились вокруг, на тротуарах, сковывая действия милиции. Пока толпа ещё прибывала, я встал на небольшом возвышении у светофора и начал скандировать: «Андреева и Васильева к народу!».
Господин в меховой шапке закричал: «Это провокатор! Держите его!», и ошалевший сотрудник милиции бросился ко мне с предложением проследовать за ним. Я энергично протестовал, указывая на то, что нахожусь на «островке безопасности». Милиционер отстал. Но его начальнику я, видимо, показался настолько подрывным элементом, что он сам бросился ко мне, вцепился в одежду и даже попытался ударить в грудь.
Однако, оказавшись в кольце народа, мой преследователь как-то сник и разжал руки. Добился сей «страж порядка» только того, что загнал меня на проезжую часть, где уже скандировали: «Андреева и Васильева в отставку!». Тем временем товарищи вызвали такси, на котором я благополучно добрался до Ярославля. Чуть позже я узнал, что по окончании акции были задержаны Воробьев и Шеповалов. Обращались с ними корректно и отпустили после составления протокола. Суд над Шеповаловым должен состояться 3 февраля. Воробьев пользуется депутатским иммунитетом. Борьба только начинается.
|