|
|
|
Теперь экономическим кризисом объясняют необходимость сокращения штата сотрудников, задержки зарплаты, перехода на неполный рабочий день. А в случае остановки производства работодатели под прикрытием кризиса пытаются сэкономить на положенных при простое выплатах работникам или рассчитывают законные 2/3 не от средней зарплаты, а от размера тарифной ставки...
Добиться справедливости можно, но зачастую и профкомы, и сами работники отказываются от борьбы. Почему? Ответы на эти вопросы мы нашли, изучив ситуацию в машиностроительной отрасли двух регионов центральной полосы России.
ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ
Нижегородская область
ОТСТОЯЛИ
Напильники, плоскогубцы, отвертки, молотки, надфили, рашпили, кусачки... Все это - продукция расположенного в Нижегородской области ОАО «Металлист», ставшая невостребованной в конце 2008 года. Результат - заполненные нереализованным товаром склады, судебные иски от поставщиков сырья и вспомогательных материалов, неопределенность трудовых перспектив у работников. Последние были отправлены 1 декабря в простой на два месяца с оплатой в 2/3 - но лишь тарифной ставки.
- На заседании профкома мы решили не требовать расчета оплаты простоя от суммы среднего заработка, потому что доказать вину работодателя в сложившейся ситуации было трудно, - рассказывает предпрофкома Николай Рыжиков. - Работодатель готов работать, работники - тоже, проблема в том, что нет сбыта продукции. Ведь до октября реализация продукции была хорошая, сколько выпускали - столько и реализовывали. А потом как обрезало... Но, естественно, зимой инструмент не нужен, и перед новым годом тоже. А с весны его будут покупать. Кстати, последствия для наших работников могли быть еще хуже, удалось предотвратить.
Дело в том, что изначально руководство предприятия пыталось отправить работников в административные отпуска. Естественно, неоплаченные и без точной даты окончания, зато - с надеждой. Людей заверяли: мол, когда будет работа, вас всех призовут обратно на предприятие, ждите. В профорганизации «Металлиста» с таким, мягко говоря, предложением работодателя не согласились. И в декабре на очередное заседание профкома были приглашены и работники, и представители руководства. В итоге выплаты простойных 2/3 удалось отстоять.
Правда, суммы невелики. По словам председателя профкома, в октябре средняя зарплата составила 9000 рублей, в ноябре снизилась до 8300. А тарифные ставки, в зависимости от профессии, и того меньше. Да и не получали еще люди «простойных» денег за декабрь, но...
«ГАРАНТЫ» ДОВЕРИЯ
Но работники ОАО «Металлист» согласны ждать. В управлении государственной службы занятости по Нижегородской области нам сообщили: «За декабрь 2008 г. - январь 2009 г. с предприятия уволилось 26 человек по соглашению сторон, из них в службу занятости обратилось 14 человек, 7 – трудоустроены».
С одной стороны, доверяют люди работодателю. «Все руководство здешнее. Мы друг друга знаем с детства, так что они нам не враги», - говорит предпрофкома. Да и был у предприятия, отметившего в прошлом году свое 120-летие, опыт выживания. Например, в тяжелейших экономических условиях в 90-е. «Мы жили и в бартерные годы, когда вообще зарплату не платили. Даже выпекали хлеб на нашей площадке. У завода были очень большие долги, но реструктуризацию сделали, начали работать, со всеми долгами расплатились и выжили», - вспоминает Рыжиков. Причем предприятие не просто выжило, а смогло обеспечить пусть и небогатую, но стабильную жизнь для своих работников.
- Мы буквально полгода назад, в июле, заключили новый колдоговор до 2010 года, - рассказывает Николай Иванович. - В нем предусмотрены и социальные гарантии, и выплаты, и матпомощь. А главное - наше предприятие до сих пор содержит детский оздоровительный лагерь. В прошлом году мы хотели в муниципальную собственность его передать - не сумели оформить. Губернатор попросил на год продлить действие лагеря. У нас было три смены, 350 детей отдохнули. Путевка стоимостью в 10 тысяч рублей для наших работников обходилась в пределах 700 рублей!
Скорее всего, все это не главные причины терпеливости работников ОАО «Металлист». Дело в том, что поселок Сосновское, где находится предприятие, расположен более чем в двух часах езды от областного центра - Нижнего Новгорода. А найти работу в районе и окрестных деревнях практически невозможно. Да и не стремятся селяне ехать на заработки в столицу - пусть зарплата невелика, но есть домашнее подворье, оно выручает. В самом поселке до недавних пор действовало еще несколько небольших предприятий, но большинство из них практически развалилось. А «Металлист», по количеству работников - 1200 человек - претендующий на звание поселкообразующего (в Сосновском около 8 тысяч жителей), обещает платить какие-никакие, но деньги. Ведь оплату коммунальных услуг еще никто не отменял. По словам предпрофкома, отопление двухкомнатной квартиры стоит около 1300 рублей, плюс к тому - коммунальные около 300-400, плюс электроэнергия...
И, видимо, из страха потерять пусть пока весьма абстрактное, но все-таки рабочее место, не подают работники иски в суд с требованием о погашении задолженности по оплате простоя за декабрь. Тем более что со 2 февраля, по словам предпрофкома, вынужденный простой закончился. Появились небольшие заказы. Производство заработало, хотя и не в полную силу - на предприятие вернулись только 400 работников.
- Мы пока не решили подавать в суд иск на невыплаченную зарплату, - говорит Николай Рыжиков. - Мы постоянно встречаемся с гендиректором, и он мне пообещал, что зарплату будут частями выплачивать. Заработанное нам отдали, сейчас осталась задолженность за простой. Это не очень большие деньги. Обещают гасить долги ежемесячно, потом заработаем зарплату... если еще только хуже не будет.
ПОД УГРОЗОЙ УВОЛЬНЕНИЯ
«Если будешь возмущаться, тогда нигде тебе не будет работы, не рассчитывай и на будущее». Вот, по мнению председателя Нижегородского обкома профсоюза машиностроителей РФ Виктора Самусева, основной аргумент работодателя при переводе работников на сокращенные рабочую неделю или рабочий день, при установлении оплаты простоя в размере 2/3 тарифа.
- «Металлист» - не единственное предприятие, столкнувшееся с данной проблемой, - говорит Виктор Владимирович. - Можно сказать, что это сговор, потому что такая тенденция распространяется по всей России, все действуют в одном ключе. Потому что и правительственные консультации, комментарии даются таким образом, что сложившиеся экономические условия могут стать причиной данных мер, якобы для того, чтобы сохранить трудовые коллективы на будущее. У профсоюзов другая позиция.
Кроме завода в поселке Сосновское, в трудном положении оказался еще ряд предприятий машиностроения в Нижегородской области. Так, в простое до 9 февраля находятся около тысячи работников ОАО «Завод корпусов» в Выксе. Им, правда, с задержкой, должны оплатить 2/3 от среднего заработка. На четырехдневной рабочей неделе и выксинский ОАО «Дробмаш», где задержка по выплатам работникам составляет более месяца. В декабре и январе остановилось производство на ОАО «Транспневматика» (Первомайск), и люди получали в этот период 2/3 от тарифной ставки. В феврале производство вновь заработало, но не полностью - 4-дневная рабочая неделя, а за пятый день оплата 2/3 тарифа.
Резко упали объемы производства на градообразующем ОАО «Медикоинструментальный завод им. Ленина» г. Ворсма. Идет сокращение рабочих мест. На Нижегородском ОАО «Русский мотор» 2000 человек уже три месяца работают на 4-дневном режиме за оплату лишь фактически отработанного времени «до особого распоряжения». Задолженность по зарплате - 14 млн рублей за октябрь. За ноябрь-декабрь людям деньги выплатили. ООО «Завод фрезерных станков» сейчас работает два дня в неделю, оплата производится только за отработанное время. Никаких выплат за простой. Продолжается сокращение численности работников.
Вот такая картина складывается на областном уровне.
ПЕРСПЕКТИВА ИЛИ ИЛЛЮЗИЯ
Но вернемся к ОАО «Металлист». С вопросом о перспективах предприятия мы попытались обратиться к гендиректору предприятия Александру Чеснокову. Но он отказался от общения с прессой, передав через секретаря, что очень занят. Поэтому об изменениях на сосновском поселкообразующем предприятии мы узнали в пресс-службе Министерства промышленности и инноваций Нижегородской области. В ответе на запрос нам сообщили, что со 2 февраля 400 работников были вызваны из простоя на работу. Причем на полную занятость. Вопрос о ликвидации предприятия ОАО «Металист» не рассматривается.
Однако в том же ответе говорилось и о том, что остальные работники находятся в административном отпуске с оплатой 2/3 оклада. Так что трудовые перспективы остальных работников «Металлиста» пока под вопросом. Ждать помощи от государства не приходится - предприятие частное.
- Гендиректора Чеснокова заслушивали на Межведомственной областной комиссии, и правительство области в курсе сложившейся ситуации, - сообщил Виктор Самусев. - Гендиректор говорил о трудном положении и ничего не обещал. Со стороны правительства было высказано мнение, что предприятие должно работать и, являясь коммерческой организацией, денег не просить. А поскольку влияние ОАО «Металлист» на бюджет области незначительно, никто им не занимается, и выплывай как знаешь. Хотя губернатор говорил, что каждое градообразующее предприятие, расположенное в местах, где другой работы не найти, будет рассматриваться отдельно. Будут искать совместно с работодателем пути выхода. Но работодателям он только может помочь взять кредит через наши же банки, может быть, на каких-то более мягких условиях. А дальше предприятие должно реализовать свою продукцию.
Так что при явных положительных изменениях ОАО «Металлист» в дальнейшем может рассчитывать только на себя.
ИСТОРИЯ ВТОРАЯ
Тверская область
МАШИНОСТРОЕНИЕ БЕЗ ДВИЖЕНИЯ
Предприятия машиностроения, ведущей отрасли Тверской области, находятся в весьма сложной ситуации. По словам Валентина Маркова, председателя Тверского обкома профсоюза работников машиностроения, если не появятся заказы - грядут большие сокращения и грандиозные акции протеста.
- Что обидно, самое сложное положение - на предприятиях крупных, значимых в масштабах страны. Например, ОАО «Тверской вагоностроительный завод» выпускает 80% пассажирских вагонов страны. Средняя зарплата там была 27 900 рублей. Сейчас это единственное предприятие, которое более или менее перебивается и будет работать в течение первого квартала. Но положение ухудшается - уже сейчас ограничена работа инженерно-технического и административного персонала. На предприятии ввели следующий порядок: рабочие заняты полную неделю, а руководители, специалисты и служащие на один день в неделю берут отпуск без содержания. Зарплата снижается на 10 - 15%, что вызывает недовольство пострадавших. Они жалуются нам, но я считаю, что решение найдено верное. Кому как не руководству показывать пример самоограничения? Тем более и зарплаты у них выше. По сокращенному графику часть персонала работает с октября. И, к сожалению, перспективы на этот год тревожные. В прошлом году железная дорога заказала заводу 800 с лишним вагонов, а на этот год заказ планируется лишь на 540. Притом что на предприятии рассчитывали выпустить свыше тысячи вагонов. Но при той гарантии оплаты заказа, что дает РЖД сейчас, нужно будет из 11 тысяч работников высвобождать более 5 тысяч, то есть практически половину.
Вагоностроительный завод входит в ЗАО «Трансмашхолдинг». По словам Маркова, в руководстве холдинга, узнав о проблемах завода, развели руками: без заказов РЖД они не могут гарантировать содержание на предприятии персонала. Не может ничего сделать и руководство самого завода.
- Наш обком очень тесно работает и с профкомом предприятия, и с руководством, - говорит Марков. - Только наше и общение, и понимание не дадут заказов заводу. Коллектив уже сегодня ропщет. Люди говорят, что если ситуация останется прежней, они будут вынуждены пойти на коллективные акции протеста. Будут протестовать против того, что правительство страны очень много говорит о помощи реальному сектору экономики, но на практике этой помощи не ощущается - помогли только банкам.
ПРОБЛЕМНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Тверской вагоностроительный завод худшие времена еще только ожидают. А для многих предприятий области черные дни уже наступили. ОАО «Тверской экскаватор», как рассказывает председатель обкома профсоюза, производит погрузчики на 1,6, 3 и 5 тонн, а также около 70% российских гусеничных и колесных экскаваторов. Недавно на заводе прошла большая реконструкция, заменено оборудование. В результате за первое полугодие 2008 года объем производства вырос на 32%. Кризис изменил тенденцию: с октября трудовой коллектив официально находится в простое по вине работодателя. На заводе стоит более 200 уже готовых экскаваторов - заказчики не смогли оплатить продукцию. Найти новых заказчиков сейчас невозможно.
Не меньшие проблемы и у работников ОАО «Бологовский арматурный завод». У предприятия и так появились сложности с реализацией продукции: Китай стал поставлять запоры на арматуру не только в Сибирь, но и в европейскую часть России. И хотя отечественная продукция надежнее, но китайский аналог дешевле, что вызывало энтузиазм потребителей. Сейчас же стройкомплекс России практически остановился, и продукция арматурного завода оказалась совсем не нужной. Предприятие простаивает. Работники... кто в отпуске без содержания, кто в простое. 150 человек из почти тысячного коллектива уволились, в перспективе ожидаются большие сокращения. А трудоустроиться людям очень сложно. Помимо арматурного завода в Бологом есть только одно предприятие, и оно не нуждается в рабочих руках. Пойти некуда - даже железнодорожный узел был ликвидирован. Частный бизнес не организуешь, в Москву или Санкт-Петербург на заработки не подашься - далеко...
Однако самое сложное положение - у Ржевского краностроительного завода.
РЖЕВ
В городе Ржеве три крупных предприятия, выпускающих машиностроительную продукцию. ОАО «Элтра» производит аппаратуру для автопромышленности, работает на «КамАЗ», «ВАЗ» и «УАЗ». По понятным причинам предприятие сейчас загружено на 20 - 25%. ОАО «Электромеханика» пока еще выполняет заказы для авиапромышленности, но уже перешло на сокращенный рабочий день. А вот Ржевский краностроительный завод простаивает уже не первый месяц.
- До кризиса мы делали по 15 - 16 башенных кранов в месяц, а в этом году планировали уже по 20 кранов, - рассказывает председатель профкома ОАО «РКЗ» Василий Лушин. - Заказы у нас были, но они отозваны - оплатить продукцию никто не может. Еще осенью коллектив был вынужден уйти в простой. Как следствие - около трех сотен работников из полутора тысяч уволились, чтобы искать новую работу. Сейчас по три дня в неделю работают 120 человек - делают мелкий заказ, который руководству удалось найти. Остальные сидят дома, получая не 2/3 средней зарплаты (она на заводе составляла 15 тыс. руб.), а лишь 2/3 тарифа...
Заместитель директора ОАО РКЗ Андрей Хренов уверяет, что производство на предприятии встало не по вине работодателя и не по вине работников. Следовательно, по ТК работникам нужно выплачивать 2/3 от тарифа, а не от зарплаты. Однако даже с выплатой этих денег на заводе проблема:
- Если предприятие не работает месяц, то 2/3 тарифа заплатить можно. А если не работает четыре месяца - как, из каких денег платить заработную плату, не произведя ничего?
На вопрос, на что же жить людям, Хренов ответил: «Мое личное мнение - народ скоро будет элементарно голодать». Впрочем, замдиректора надеется на лучшее:
- Мы ждем, когда все-таки в России будут строить. Заводов по производству башенных кранов в России не так много, и мы надеемся, что наконец-то перестанут покупать западные аналоги, а будут отдавать предпочтение своему производителю.
Законно, то есть в 2/3 зарплаты, оплачивает простой лишь одно предприятие в области - Тверской экскаваторный завод. Остальные в лучшем случае платят 2/3 тарифной ставки. «Мы уже и с прокуратурой этим вопросом занимались, и с трудинспекцией, - комментирует председатель обкома. - К сожалению, ответ работодателя один: а где мы возьмем денег? Брать кредит и увеличивать и без того огромные долги предприятий?..» Да и сами работники подчас мешают профсоюзам бороться с нарушениями трудового законодательства. Отказываются писать заявления, боясь, что их уволят или не возьмут обратно, когда предприятие снова заработает. А без письменных заявлений работников ни в правоохранительные органы, ни в трудинспекцию не обратишься.
Валентин Марков продолжает:
- Когда-то Ржевский краностроительный завод был всесоюзной стройкой. Но из-за экономических перемен свой производственный потенциал за постперестроечное время завод ни разу не смог реализовать даже наполовину. А теперь стройкомплекс России замер - перестали строить даже гигантские московские корпорации. Сейчас с предприятия ушли 300 человек. На новое кирпичное производство, на вахтовую работу в Москве... Из этих трехсот двести - высококвалифицированные работники. Потом таких уже нельзя будет найти...
ПУТИ ВЫХОДА
Председатель Федерации профсоюзов Тверской области Валерий Корешков считает, что конкретно об экономике региона можно будет что-то сказать лишь в конце марта - пока еще слишком многое не определено. Но в целом экономическую ситуацию в регионе он характеризует как вялотекущий спад с грядущим ухудшением. Все документы приняты, все комиссии собраны. Но это не может помочь. «Что можно сделать в такой ситуации? Только что я вернулся из командировки на Кашинский завод электроаппаратуры. 200 работников этого завода оказались на улице, а на весь район - всего 37 вакансий... Что можно сделать? Ничего. Нужен спрос на продукцию».
- Конечно, в области создана антикризисная комиссия, - вторит Марков, - но действенных мер помощи она предложить не может. Регион не может потребить большой объем машиностроительной продукции. Правда, потребность есть в сельском хозяйстве, но оно в еще более бедственном положении, чем машиностроение, и не сможет расплатиться. На самом деле помочь может только государство, а не область. И не обещанными льготными кредитами в банках - банки все равно не дадут денег предприятию в простое, возвращать-то нечем. Надо находить пути реализации продукции - запускать строительство жилья, автодорог. Надо разрабатывать программу долгосрочной поддержки машиностроительной отрасли - иначе за время экономических пертурбаций растеряем квалифицированные кадры и потом не реанимируем отрасль. Надо хотя бы на время снизить тарифы на электричество и услуги ЖКХ. И надо пересматривать налогообложение - нельзя за неработающее оборудование платить столько же налогов, сколько и за работающее. Если государство не пойдет навстречу и не сделает действенных шагов, все предприятия обанкротятся и будут выставлены на торги. И я не уверен, что найдутся покупатели.
«А»-СПРАВКА
ОАО «Ржевский краностроительный завод» ведет свою историю с 1875 г., когда купцами - братьями Образцовыми была основана писчебумажная фабрика. С 1913 г. предприятие производило паклю для утепления вагонов. Во время ВОВ завод был разрушен, а в конце 40-х восстановлен в качестве литейно-механического. В 50-е здесь был произведен первый отечественный башенный кран «Пионер», а затем и освоено производство кранов для масштабного пятиэтажного строительства. Ко времени перестройки предприятие стало специализироваться на производстве кранов повышенной грузоподъемности. В 1986 - 1990 гг. на заводе была произведена реконструкция. Мощность предприятия увеличилась в 10 раз, до 1400 кранов в год. Однако столько башенных кранов в 90-е было некуда сбыть - строить жилье перестали по всей стране. Предприятие освоило производство новых видов продукции: грузовые и пассажирские лифты, вышки связи, бетоносмесители, пневмоперегружатели, крановые электродвигатели, блоки резисторов и др.
ЭПИЛОГ
Все дело в настойчивости
ЦК профсоюза машиностроителей РФ ведет еженедельный мониторинг ситуации на предприятиях отрасли. По словам заместителя председателя профсоюза Валерия Кирюшенкова, за период с декабря минувшего и по февраль нынешнего года явно прослеживается ухудшение.
- Если в декабре около 110 предприятий, где действуют наши первичные профорганизации, перешли на укороченный режим работы (на 2-, 3-, 4-дневную неделю, по 4 - 5 часов в день), то теперь 174 предприятия работают по укороченному графику, - констатирует Валерий Николаевич. - Объемы производства сократились от 25 до 90%. На 26 предприятиях производство остановлено полностью. 17 предприятий, это порядка 4,5 тысячи человек, отправлены в отпуска без сохранения зарплаты, от одного до четырех месяцев. Отдельная проблема - это оплата простоя в размере 2/3 тарифной ставки, что является нарушением трудового законодательства. Беда в том, что на ряде предприятий работники пишут заявления по собственному желанию, чтобы им не платили деньги за простой, лишь бы остаться на рабочем месте.
Как сообщил Кирюшенков, по данным фактам профсоюз обращается в госинспекцию, в прокуратуру. И на ряде предприятий проблему с оплатой времени простоя удается решить.
- Там, где действует настойчивая профорганизация, удается добиться того, что работодатели ликвидируют ранее принятые приказы, выпускают новые, переходят на 2/3 средней зарплаты, - отмечает зампред профсоюза. - Среди таких предприятий - ОАО Бузулукский машиностроительный завод (Оренбургская область), ОАО «Курскагромаш», ОАО «Автокран» (Иваново), ОАО «Завод «Строймаш» (Оренбургская область), ОАО «Арсенал» и ЗАО «Брянский автомобильный завод», ОАО «ПО «Красноярский завод комбайнов», ФГУП «Санкт-Петербургский завод «Госметр», смоленский ОАО «Теплоконтроль», ОАО Альметьевский насосный завод, ОАО Тверской экскаваторный завод, ОАО Челябинский завод «Теплоприбор» и завод «Челябинские строительно-дорожные машины». И этот список можно продолжать.
Это, конечно, радует, да вот только победы профкомов на местах, к сожалению, не решают проблемы в целом. Возможно, для этого требуется вмешательство властей на федеральном уровне.
- И руководители предприятий машиностроения, и Союз машиностроителей России, и наша Ассоциация машиностроительных профсоюзов считают, что без господдержки машиностроению и автопрому не обойтись, - говорит Кирюшенков. - Необходимо снизить ставку НДС для промышленных предприятий с 18 до 12%. Это позволит предприятиям в кризисный период не только выживать, но и развиваться более интенсивно. Однако пока практических подвижек в данном вопросе нет. Нам из Брянской области уже поступило предложение провести акцию в поддержку отечественного машиностроения и реализации государственных мер, которые ранее были обнародованы председателем правительства. Мы этот вопрос будем рассматривать в конце февраля на совместном президиуме двух профсоюзов - работников автосельхозмаша и машиностроителей. Автор: Кочемина Наталья
|