|
|
|
Интервью с профсоюзным активистом завода «Автофрамос». В январе-феврале, по оценкам экспертов, мощности автозаводов в России были загружены лишь на треть. В начале февраля из-за долгов перед поставщиками комплектующих встал АвтоВАЗ, а на заводе GM в Питере в очередной раз было совершено нападение на руководителя первички МПРА. Всё это происходит на фоне акций «Единой России» «в поддержку отечественного автопрома». Накануне протестной кампании, инициированной Межрегиональным профсоюзом работников автопрома, мы взяли небольшое интервью у сотрудника МПРА Надежды Мумладзе, которая рассказала о ситуации на московском заводе «Автофрамос» - о простоях, условиях труда, зарплате и нелёгкой борьбе профсоюза.
Простой
Первый простой на «Автофрамосе» случился ещё в конце ноября, в течение двух дней (21 и 24 числа), причём тогда приказ почему-то был подписан директором по персоналу. 12 декабря на целый месяц встал производственный сектор, а административно-коммерческий продолжал работать до 22 декабря на 100% зарплату. В администрации это объясняли необходимостью работы по «ликвидации причин простоя». Хотя чем в это время занимался отдел по связям с общественностью, например, никто толком объяснить не смог. С 26 января по 9 февраля завод снова провёл в режиме простоя.
В течение всего этого времени выплачивались две трети от среднего заработка, а не от оклада, как, например, на ТагАЗе, поэтому поначалу рабочие не особенно волновались из-за простоя, считая это временной мерой. Однако сейчас складывающееся положение начинает их все больше беспокоить. После последнего простоя было объявлено о переводе половины ночных смен в две дневные, а остальные должны будут собирать по 7 автомобилей в час (49 за смену), тогда когда при нормальных условиях собирали 17 машин в час.
Ночные оплачиваются в виде оклада плюс 40% от оклада, соответственно работодатель эти 40% будет экономить. Работники, конечно, недовольны, потому что многие уходили в ночь специально, в т.ч. из-за расписания электричек. Однако им пообещали, что это перевод будет временный, и что их потом переведут обратно в ночь на ту же самую зарплату.
Но и это ещё не всё. Вероятно, что через пару недель завод снова встанет. Рабочих это начинает волновать, недовольство ещё не ярко выражено, но зреет.
Зарплата и условия труда
Зарплата на заводе небольшая, работники, конечно, ею не довольны, а тут администрация принялась экономить даже на бумажных полотенцах в раздевалках и туалетах, призывая работников к «бережливости». Однако полотенца профсоюзу удалось отстоять. Вообще вопросы улучшения условий на рабочем месте и охраны труда поднимать довольно сложно.
Администрация на все попытки профсоюза отвечает, что у вас, мол, нет 50%, чтоб чего-то требовать, а юристы компании обвиняют нас в «однобокости». Они говорят, что мы, ссылаясь на «социальное партнёрство», только о своих правах говорим. Смех, да и только.
Когда профсоюз попытался заключить соглашение по гарантиям профсоюзной деятельности, администрация отмахнулась, причем юридически безграмотно. Тогда мы написали в прокуратуру, но и оттуда получили точно такой же ответ с указанием на «50%». Видимо, наши прокуроры тоже читать разучились.
Урезали годовую премию, которая присутствует теперь только в отчётных презентациях, но в руки рабочим почему-то не попадает. В ответ на поставленный перед администрацией вопрос по этому поводу рабочим было заявлено, что такой прями и вовсе никогда не было.
Ещё один пример. В производстве применяется вредное химическое вещество - Н-Гептан, за это по-хорошему рабочим полагается выдавать бесплатное молоко «за вредность», однако у администрации один ответ - концентрация вещества невелика, и никакого вам молока, и не мечтайте.
Одна из важных проблем состоит в том, что в трудовом договоре не прописаны конкретные должности, добиться от администрации должностных инструкции невозможно. Из-за большой текучки и нехватки кадров доходило до того, что маляров делали слесарями, уборщиков ставили к конвейеру. Многие рабочие, которые обучаются одному делу, приобретают профессиональные навыки, вынуждены по решению сверху менять профессию. Такие перетряски никак не оплачиваются, и многим это не нравится.
Профсоюз
На прошедшей в июле конференции было переизбрано руководство первички, и сейчас люди почувствовали изменения в лучшую сторону. До этого профком бездействовал, что, естественно, разочаровывало рабочих. Даже администрация привыкла уже к тому, что старый состав профкома только «кулаками после драки машет». Сегодня это уже не так вовсе, но они в администрации этого ещё не понимают. Вероятно, поэтому и мне не стали чинить препятствий, не ограничили проход на предприятие, когда я по собственному желанию уволилась и стала освобождённым работником МПРА. Давления особого пока не ощущается, особенно по сравнению с ситуацией на других заводах, однако председателю профкома уже угрожали сокращением.
Тем не менее, администрация всё-таки предпринимает меры, чтобы контролировать трудовой коллектив с помощью подконтрольного ей Совета трудового коллектива. Эта структура формально представляет работников и формируется из их числа, однако фактически там заседают ставленники администрации и решают какие-то вопросы за закрытыми дверями. Недавно два члена нашего профсоюза (один член профкома и один активист) были избраны в состав СТК, однако им ни разу даже не удалось принять участие в заседании этой структуры, потому что никто просто-напросто их не извещал о проведении этих заседаний. При этом на международных встречах именно СТК официально «представляет» рабочих «Автофрамоса».
Наш профсоюз не большой, но активный, и в последнее время есть приток новых членов. Пока никаких увольнений, как на других предприятиях, не было, но рабочие теряют в зарплате, и недовольство растёт. С другой стороны, профсоюз активизировал свою деятельность, рабочие стали с большим доверием относиться к профкому, стали писать заявления о вступлении.
|